Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория «упадка нравов» у Саллюстия

Кризис древнеримской морали

Образцом древнеримской морали всегда являлись нравы и обычаи предков. Римлянам с детства прививали к ним уважение. Нравственным воспитанием детей занимались не только родители, но и вся община. Именно поэтому древнеримская мораль может рассматриваться как мораль, созданная членами самой общины, хранимая ее высшими судьями, которые определяют моральную ценность каждого отдельного человека.

Кризис полиса спровоцировал кризис древнеримской морали, а так называемый «упадок нравов», ломка традиций, отход от древних норм и устоев стали лишь его неизбежным следствием.

Древнеримская мораль в силу своих особенностей могла сохраняться до тех пор, пока граждане имели примерно одинаковые права. Постепенно лозунг «нравы предков» стал недостижимым идеалом.

Некоторые авторы, размышляя о причинах разложения государства, в качестве причины называют упадок нравов. Учение об упадке нравов получило распространение в высших кругах римского общества. Многие римские политические деятели использовали его в качестве орудия партийной борьбы. Впервые вопрос о проблеме упадка нравов в Риме поставил Полибий.

Статья: Теория «упадка нравов» у Саллюстия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Сохранившиеся фрагменты трудов Посидония не дают нам достаточно полного представления об этой проблеме, однако более подробно учение об упадке нравов изложено в дошедшем до нас историческом сочинении древнеримского историка Гая Саллюстия Криспа «Заговор Катилины», написанном в конце 40-х годов до н. э.

Теория упадка нравов в трудах Саллюстия

В истории Римского государства Саллюстий выделяет три периода. К первому периоду относится основание Рима троянцами, которые, объединившись с аборигенами, образовали общину. Члены общины жили свободно, так как законов тогда еще не было.

Второй период характеризуется выборностью властей, свободой и высоким уровнем нравственности жителей. По словам Саллюстия, это «золотой век» римской истории: в обществе и в мирное, и в военное время царит согласие.

Третий период истории Римского государства – время смут и начала упадка государства. В обществе, по мнению Саллюстия, развиваются жажда власти и страсть к деньгам. Людей одолевают корыстолюбие, лживость и расчетливость. Представители верховной власти становятся тиранами. Первым человеком, который олицетворил собою эту тираническую власть, был Сулла.

«Теория «упадка нравов» у Саллюстия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

«После единовластия Луция Суллы его (Луция Катилину) охватило неистовое желание встать во главе государства, но как достичь этого - лишь бы только заполучить царскую власть, - ему было безразлично», - пишет автор.

Факт заговора и сама личность Катилины, по мнению Саллюстия, являются следствие морального разложения той социальной среды, которая и породила Катилину.

Катилина обладает извращенным характером. С юных лет он проявляет интерес к междоусобным война, грабежам и убийствам. Он отличается коварством, лживостью, жадностью и расточительностью. Все эти качества и пороки присущи всему римскому обществу «в целом», то есть римскому нобилитету.

Так как общество для автора является собирательным выражением одного человека, то и римский нобилитет для него – собирательный образ Катилины, а сам Катилина — персонификация характерных черт и свойств нобилитета.

После того, как Катилина захватил власть, происходит дальнейшее разложение общества: привыкшая к роскоши армия начинает заниматься разбоем и грабежами, молодежь стремится лишь к праздности и богатству, теряя при этом всякий стыд.

Моральное разложение прослеживается даже в архитектуре. Так, по словам Саллюстия, предки украшали храмы набожностью, а жилища – славой, а их потомки дошли до чудовищных извращений, самое богатство для них стало предметом забавы. В таком обществе царили разврат, чревоугодие и прочие пороки. Живущие в таком среде люди, особенно молодежь, становились на путь беззаконий и преступлений.

Такова суть концепции римской истории, изложенной в труде «Заговор Катилины».

В сочинении «Письма к Гаю Юлию Цезарю о государственных делах» Саллюстий пишет о развращении римлян, слабости сената, алчности, развращении молодежи. Во всех бедах автор обвиняет нобилитет (правящее сословие рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев).

В более позднем письме к Цезарю Саллюстий описывает печальные события, происходившие в истории Рима – междоусобицы, убийства и преступления, гибель женщин и детей, а также разрушение жилищ римлян.

Сравнивая эти исторические сочинения можно отметить, что в «Письмах к Гаю Юлию Цезарю о государственных делах» моральному разложению подвержены и народ, и сенат, а в «Заговоре Катилины» автор говорит об упадке нравов представителей определенного слоя населения – нобилитета.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot