Савроматы – потомки амазонок
Савроматская культура – это археологическая культура, относящаяся к VII-IV вв. до н. э. (ранний железный век). Название культуры происходит от названия создавших ее ирано-язычных племен савроматов. Это кочевые скотоводы, упоминания о которых встречаются в античных письменных источниках.
Термин «савроматы», так же как термины «саки», «скифы», а позднее и «тюрки», древние авторы употребляют в двух значениях: в качестве собственного имени племени и в качестве термина, объединяющего большую группу родственных по языку и культуре племен.
Савроматы населяли территорию западного Казахстана в VII в. до н. э. – III в. н. э.
Ученые считают, что предки скифских и савроматских племен вышли из населения, оставившего памятники андроновской и срубной культур.
Древнегреческий историк Геродот писал, что савроматы – это потомки скифов и амазонок, которых эллины пленили после сражении при Фермодонте. Вступив в брак с воинственными амазонками скифские юноши перешли в их стан. Но амазонки попросили своих мужей переселиться за реку Танаис.
Свою просьбу они объяснили тем, что лишили юношей их отцов, причинив великое зло стране, поэтому им не хочется жить в этих местах. Скифы согласились. Они переправились через Танаис, а потом три дня шли на восток от реки и три дня на север от Меотиды. Это подтверждают и найденные в этих краях археологические находки. В степях междуречья Дона и Волги, Заволжья и Урала сложилась единая археологическая культура, предполагается, что это была именно савроматская культура.
Воинствующие женщины савроматов
По легенде женщины занимали в савроматской культуре особое положение. Они ездили верхом, метали дротики, наравне с мужчинами охотились и участвовали в походах. Женские работы они не выполняли. Девушки не выходили замуж до тех пор, пока не убьют врага.
Если враг нападал с тыла, то защиту могли обеспечить только немногочисленные охранники, которые оставались на местах, поэтому савроматы были уязвимы перед любым из кочевых племен. Вот почему женщины савроматов умели обращаться с оружием и держаться в седле. Это было необходимо, чтобы уметь постоять за себя.
Отношения с соседними племенами
С запада по соседству с савроматскими племенами жили скифы Причерноморья. Племена поддерживали торговые контакты, заключали военные союзы, воевали.
На юге савроматы были связаны с такими государственными образованиями, как «Большой Хорезм» и «Бактрийское царство», Ассирия и Мидия, а с середины VI в. до н. э. — Персия.
На рубеже V-IV вв. до н.э. между скифами и савроматами возникают конфликты. Савроматы активно проникают на территорию скифов, часть савроматов переселяется в Европу.
С момента массового переселения кочевников южного Приуралья в Заволжье и на запад в конце IV в. до н. э. сарматы начинают теснить скифов. Постепенно они проникали в глубь территории междуречья Дона и Днепра. Скифы, у которых с III в. до н. э. был кризис, не могли им противостоять. Скифы начинают мигрировать, в результате степи Северного Причерноморья между Доном и Днепром перешли под контроль савроматов.
В IV в. н. э. по территорию степного Приуралья проходят гунны. Вместе с ними часть сарматов дошла до берегов Гибралтара, а часть присоединилась к новым этническим объединениям, образовавшимся на территории Северного Причерноморья и Подонья.
Хозяйство
Скифы жили в степи, поэтому их основным занятием было кочевое скотоводства. Савроматы разводили овец и лошадей.
Продолжительность использования пастбищ зависела от наличия питьевой воды. Неслучайно, большую часть археологических памятников находят вдоль рек и озер.
Зимой скотоводы перемещались в районы с расчлененным рельефом, где можно было найти естественные укрытия для животных. В Западном Казахстане это южные и восточные песчаные массивы с бессточными речками, отроги общего Сырта и долины крупных рек.
Обряды погребения савроматов
Курганы савроматской культуры были устроены следующим образом. Под невысокой курганной насыпью выкапывалась почти квадратная могильная яма, выложенная и перекрытая бревнами. Иногда такие сооружения делали с крышей. Она использовались в качестве основы для разведения костра поверх погребения. В яме в вытянутом положении лежал покойник, головой обычно на запад.
Таким же образом были устроены могилы с диагональными погребениями и круглые могилы. Ученые считают, что преобладающая юго-западная ориентировка костяков в диагональных погребениях сложилась под влиянием Прохоровской культуры Приуралья.
В могилах савроматов археологи находят большое количество ценных находок – золотых и серебряных изделий, конскую сбрую, предметы быта, оружие и даже скелеты баранов. Этих животных приносили в жертву богам, а для душ, умерших они были напутственной пищей.
Могилы обычно одиночные, но однажды археологи обнаружили парное захоронение – мужчины и женщины.