Религиозный культ древних римлян
Религия в повседневной жизни римлян играла значительную роль. Традиционные верования, вышедшие из родового строя, отмечены пережитками фетишизма, тотемизма и анимизма. Римляне веровали как в безличные силы и явления природы, так и в различные отвлеченные понятия:
- «благочестие»;
- «судьба»;
- «верность»;
- «счастье»;
- «победа»;
- «согласие»;
В Лации в древнейшие времена появились храмы и антропоморфные изображения богов.
Исключительное место в римской религии занимали родовые культы. Каждый дом располагал фамильными святынями, в центре семейного культа был очаг, а отец семейства являлся главным жрецом. Хранителями семейного благополучия считались пенаты, покровителями дома – лары. Каждый человек имел своего духа-покровителя: гения (мужчины) или юнону (женщины). Согласно римским верованиям умершие предки становились богами-покровителями. Помимо добрых духов также существовали враждебные лемуры – призраки преступников и лишенных погребения людей. Их изгоняли при помощи специальных обрядов.
В римском пантеоне было множество мелких божеств, из которых каждое выполняло какие-то конкретные функции. Однако главными объектами поклонения были самые могущественные боги, имена которых занимали в многотысячном пантеоне главные позиции. Первым по праву был бог-громовержец Юпитер Величайший, храм которого был выстроен на Капитолии еще при Тарквинии Гордом. Юпитер являлся царем небожителей и совмещал разные функции. Его женой была Юнона, покровительница брака, материнства и женщин вообще. Дочь их Минерва покровительствовала ремеслам, искусствам и войне. Богиня домашнего очага Веста была покровительницей гражданской общины. Древнейшими римскими богами являлись бог войны Марс и двуликий Янус, бог прошлого и будущего. Кроме перечисленных божеств, римляне почитали особо богиню любви и плодородия Венеру, богиню урожая и злаков Цереру, морского бога Нептуна, покровителя торговли Меркурия, кузнеца Вулкана, бога загробного мира Плутона, богиню луны и охоты Диану, бога виноделия Бахуса, лесного бога Сильвана.
Иностранное влияние на римскую религию
Огромное влияние на римскую религию оказали культы греков и этрусков. Минерва, Юнона и Вулкан были позаимствованы у этрусков вместе с практиками гаданий по внутренностям животных. С III века до н.э. римляне отождествляли своих богов с греческими:
- Юпитеру «двойником» служил Зевс;
- Юноне – Гера;
- Минерве – Афина;
- Марсу – Арес;
- Венере – Афродита;
- Церере – Деметра;
- Меркурию – Гермес;
- Бахусу – Дионис.
В своем отношении к сверхъестественному римляне многие столетия оставались так же прагматичны, как и суеверны. Завещанный предками долг благочестия предписывал потомкам Энея чтить богов, приносить жертвы и совершать обряды, чтобы избежать вражды небожителей. Римская религия ограничивалась формальным соблюдением ритуалов и была лишена религиозного чувства, мистицизма и рефлексии, понятия греха и потребности в покаянии. Жрецы играли роль посредников между богами и людьми. Молитва знаменовала заключение сделки с божеством.
Прагматичные отношения с богами строились по принципу «я даю, чтобы ты дал». «Невыполнение» просьб означало нарушение соглашения с вытекающими санкциями: «виновное» божество лишалось жертв, изображение поворачивалось лицом к стене или даже наказывалось символической поркой. Бездуховный формализм и отсутствие религиозного чувства обусловили кризис римской религии и проникновение в III–I веках до н. э. в Италию оргиастических культов с Востока, иудаизма, мистерий, культов Исиды и Сераписа, а позже митраизма, христианства и остальных религиозных учений, которые удовлетворяли духовные запросы римлян общества в период политической нестабильности и переоценки ценностей.
Роль религии в общественной жизни Рима
С незапамятных времен в Риме религия была составляющей общественной жизни. Функционирование государственной власти не мыслилось без осуществления регулярных священнодействий, в частности ауспиций
Ауспиция – это вид гаданий в Древнем Риме.
Жрецы были государственными служащими и не составляли особой касты посвященных профессиональных служителей культа. Они были лишь должностными лицами, которые обслуживали ритуальную практику государства или отдельных граждан.
В Риме существовал ряд жреческих коллегий (их учредил, по преданию, царь Нума Помпилий). К жреческой элите относились:
- верховный понтифик, руководивший коллегией понтификов;
- «царь священнодействий», являвшийся жрецом Януса;
- три главных фламина, которые ведали культами Юпитера, Квирина и Марса.
Понтифики являлись хранителями сакрального права, контролируя религиозную практику отдельных лиц и следя за строгим соблюдением обрядов. Верховному понтифику подлежало вести календарь, и именно он отвечал за проведение религиозных праздников. Ему подчинялись 15 фламинов и 6 весталок. Авгуры занимались гаданиями. Они вели наблюдения за небом и судили о воле богов по полету птиц, по аппетиту кур, по поведению животных и особым божественным знамениям (землетрясения, молнии, таинственные голоса и другие явления). Гадания по внутренностям животных являлось прерогативой гаруспиков. Жрецы священнодействий осуществляли надзор за культами иностранных богов. Эпулоны ведали «священной трапезой» Юпитера в храме на Капитолии. 20 фециалов совершали обряды при объявлении войны и заключении мирного договоров. Коллегии салий (по 12 человек) участвовали в посвященных Марсу сакральных церемониях, связанных с военными акциями.
В римском календаре было немало религиозных праздников, которые торжественно и шумно отмечались жертвоприношениями, пирами и великолепными церемониями. К числу таких праздников относились:
- Паренталии (проводились 13–21 февраля в честь духов предков);
- Луперкалии (проводились 15 февраля в честь Фавна);
- Цереалии (12–19 апреля);
- Флоралии (28 апреля – 3 мая);
- Весталии (9 июня);
- Сатурналии (17 декабря);
- 14 марта в честь Марса проводились конские бега, а 23 марта – ритуальное очищение воинских труб;
- В период 4-19 сентября в честь Юпитера, Минервы и Юноны проводились Римские игры.