Традиционализм. Консервативная политико-правовая идеология
Консерватизм – это идейно-политическое течение, которое отстаивает неизменность государственного порядка, и сохранность традиционных ценностей.
Для консерватизма характерно неприятие радикальных реформ и революций, отстаивание самобытного эволюционного развития государства и общества. Термин «консерватизм» впервые употребил французский писатель Ф. Шатобриан (1768-1848 гг.), выражая идеологию аристократии времен Французской революции XVIII века.
Традиционализм – это комплекс консервативно-реакционных идей, направленных против современного состояния общества и культуры и критикующих это состояние.
Консервативное течение появляется в результате Французской революции и объединяет мыслителей, которые видели в ней угрозу для собственных стран. Опыт веков они противопоставляли естественно-правовой теории, а традицию – разуму.
Основоположником традиционализма стал Э. Берк, который в 1790 году выпустил памфлет «Размышления о революции во Франции», обвиняя в нем французских просветителей в ликвидации общественной иерархии, лежащей в основе порядка и функционирования социальной системы. Рано или поздно идеи просветителей, по мнению Берка, подорвут традиционные отношения между индивидами и социальными слоями, обеспечивающие общественную стабильность. Существующий порядок – это результат эволюции общества, традиций, стабильности, предрассудков и обычаев. Эти достижения предков следует оберегать и хранить. В том же духе написаны произведения Ф. Савиньи, Ж. де Местра и других идеологов консервативного направления этого период.
В середине XVIII века на путь Просвещения ступила Германия, где сформировалась блестящая плеяда мыслителей: Лессинг, Виланд, Гете, Гердер, Шиллер и др., которые оказали влияние на мировоззрение Гегеля, Канта, Шеллинга, Фихте, Фейербаха. И. Кант – наиболее крупный представитель немецкой философии, в своем труде «Ответ на вопрос: что есть Просвещение?», суммируя идеи Просвещения, дал ему определение:
«Просвещение - это выход человека из неправоспособности, в которой он виноват».
Традиционно к классикам немецкой философии относят И. Канта, И. Фихте и Г. Гегеля.
Либерализм
Либерализм – это политико-правовая теория, исходящая из положения, что человек обладает правом свободно распоряжаться собой и своей собственностью.
Идеи либерализма, возникшего в XVII-XVIII веках и получившие развитие в начале XIX века, состоят в том, что человек располагает свободой для определения собственной судьбы, а государство необходимо только для того, чтобы защитить человека от насилия других людей или групп и расширить рамки индивидуальной свободы. Стержнем этого учения стал антиэтатизм, согласно которому роль государства сводилась к минимуму – чем оно меньше вмешивается в экономику, тем лучше для общества и отдельной личности.
Французский утопический социализм
Идеи утопического социализма своими корнями уходят в период позднего средневековья. Его теоретическими предшественниками стали Т. Мор, автор книги «Утопия», и Т. Кампанелла, изложивший свое учение в книге «Город Солнца». Представители этого течения исходили из необходимости возвращения к законам естественного права, требующего равенства людей и справедливости. Они осуждали существующие общественные структуры, выступая против эксплуатации и угнетения, неравенства по религиозным или нравственным мотивам. Критике подвергалась частная собственность, а собственные модели общественного устройства они предлагали распространять на все человечество.
Классиками утопического социализма являются А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.
Утопический социализм – это концепция социального устройства, которая основана на представлении о совершенном общественном строе, соответствующем экономическим, политическим, социальным интересам всех социальных групп и являющемся конечной целью их деятельности.
Реалистическая теория права Рудольфа фон Иеринга
Рудольф фон Иеринг родился в Аурихе. Его отец был практикующим адвокатом и доктором права. Окончив курс обучения в местной гимназии, Иеринг начал изучать юриспруденцию. В 1844 году он сдал докторские экзамены и начал читать лекции. Спустя год стал ординарным профессором в Базельском университете. В 1846 году перевелся в Росток, через три года – в Киль, а в 1851 – в Гессен. Здесь он основал журнал «Jahrbucher fur die Dogmatik». После семнадцати лет пребывания в Гессене Иеринг был приглашен в университет Вены. В 1872 году он начал преподавать на юридическом факультете университета в Геттингене.
Реалистическая теория Иеринга изложена в его главном труде «Цель в праве». В нем свои рассуждения он выстроил по следующей схеме.
Основной потребностью человеческого существования является самосохранение, для ее удовлетворения существует общество. Эта потребность вызывает потребность в имуществе. Имущественный интерес для охраны требует установления права и государства. Генезис права – не цепь произвольных и случайных событий, а закономерный процесс, который на себе несет отпечатки «социокультурного своеобразия» народа. Право возникает из борьбы, ведущейся в обществе. Люди в борьбе обретают право, защищают и реализуют свои интересы. Иеринг в связи с этим подчеркивает, что право - не продукт «общественного договора» и не саморазвивающийся продукт, а продукт цели, который служит общественным интересам.
Сущностью права является его цель – обеспечение условий социального общежития. Для постижения права необходимо исследовать и понимать порождающие его обстоятельства.
Согласно концепции Иеринга право есть интерес, защищенный законом, но он использует и другие определения:
- право – это «совокупность действующих в государстве принудительных норм»;
- право – это «система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением».
Иеринг различал субъективное и объективное право, не существующие друг без друга:
- в субъективном смысле – право является конкретным воплощением абстрактного правила в конкретном правомочии;
- в объективном смысле – право является совокупностью правовых принципов, применяемых государством.
Иеринг не разграничивал закон и право – эти понятия для него являлись идентичными.
Единственным источником права является государство. Поэтому право различается с иными социальными регуляторами (морали). Государство и право друг друга дополняют: государство является внешним механизмом силы, право служит формой использования этого механизма.
Государство осуществляет принуждение, без которого невозможно существование права. Государство – это общество, которое принуждает. Признаки государства:
- специальный аппарат принуждения;
- отношения подчинения и господства;
- публичный характер власти государства;
- наличие суверенитета;
- наличие права.
Цели права и государства совпадают – это обеспечение общих интересов.