Древнейшие погребальные дары
Погребальные дары – это совокупность всех предметов, которые кладут в захоронение человека.
Такие дары существовали в человеческой культуре в любые времена, от глубокой древности до современности. Погребальные дары указывают на принадлежность покойного к той или иной культуре и на веру общества в жизнь после смерти.
Первые погребальные дары, как говорит история, являлись теми предметами, которые могли пригодиться умершему в стране мертвых для повседневной жизни.
Жизнь в стране мертвых по представлениям древних была похожа на жизнь в мире живых. В могилу усопшего клали его личные вещи, одежду, украшения, статусные предметы, оружие, амулеты, орудия труда, пищу и др. В зависимости от пола и возраста умершего погребальные дары значительно различались. Разнились они и в зависимости от социального статуса умершего.
Рисунок 1. Погребальный обряд первобытных людей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Захоронения жрецов и аристократов могли содержать огромное количество оружия, произведений искусства, драгоценностей. Многие из этих сокровищ могли быть похищены искателями кладов.
Ученые пока не могут сказать, в каких захоронениях содержался первый погребальный инвентарь.
Что-то похожее на погребальные дары было обнаружено в могилах неандертальцев 130 тыс. лет назад.
Также споры идут в отношении захоронения, возраст которого 100 тыс. лет. В захоронении были найдены останки человека, с точки зрения анатомии, напоминающие homo sapiens – неясность заключается в том, что вещи, которые были обнаружены при теле, являлись погребальными дарами или нет.
Находки погребальных даров, начиная с верхнего палеолита, никем не оспариваются. Из первых погребальных даров археологи называют гребни для волос, глиняные горшки, каменные сосуды, угли для разведения костра и др.
А в XII-XI тысячелетии до нашей эры в захоронения клались шарики из базальта и др.
На основании погребальных даров ученые делают вывод об истории классового расслоения древнего общества.
В неолитическую эпоху, считают ученые, общество еще не делилось на классы, потому что в самых древних могилах на одной территории лежат одни и те же погребальные дары в равных количествах.
Заканчивается такое состояние дел к бронзовому веку – различие погребальных даров в могильниках этого периода говорит о значительном социальном неравенстве.
Могилы вождей и родоплеменной знати содержали роскошный и многочисленный погребальный инвентарь, который укладывали в захоронения с той целью, чтобы покойные в подземном мире не предавались унынию, могли построить себе дом и вести хозяйство
Тайны египетских фараонов
Древний Египет с его таинственными правителями-фараонами всегда вызывал большой интерес у людей европейской культуры. Нельзя сказать достоверно, когда жители долины Нила назвали свою страну Кемет, что означает «Черная земля».
Название Египет жителям страны Кемет придумали греки. Для египтян фараон был больше, чем бог.
Фараоны были посредниками между людьми и богами, поэтому их сущность одновременно была земной и божественной. При жизни фараон олицетворял бога Гора, а после смерти становился Осирисом.
Предназначение фараона заключалось в уничтожении Исфета, т. е. хаоса и несправедливости, и в поддержке справедливости и мирового порядка.
Такие задачи могли осуществить только божественные существа, поэтому фараоны строили величественные храмы и приносили в дар богам ценные подарки.
Подданные впадали в страх и растерянность, когда фараон умирал, потому что нет фараона – нет устоев, некому победить надвинувшийся хаос и поддержать мировой порядок.
Траур по усопшему фараону продолжался 90 дней – на это время закрывались школы писцов, не работали суды, прекращали занятия чиновники, купцы не привозили на рынок свои товары.
Казалось, что солнце тускнело, а мир рушился. Порядок восстанавливался, когда на престол вступал законный наследник, и жизнь продолжалась.
Фараоны старались исполнять свое предназначение и, чтобы после смерти не понести наказания и обрести вечную жизнь в загробном мире, они желали достичь Маат, т. е. поддерживать справедливость и мировой порядок.
Фараоны, скорее всего, не принимали участие в битвах, но в рельефах и надписях они представлены непобедимыми полководцами. Саркофаги многих фараонов изображают сцены сражений, на которых они представлены великими триумфаторами.
Безусловно, совсем не означает, что фараон был великим полководцем, тем более что во времена правления многих из них, войн не было, но было сильное желание, быть запечатленным в виде победителя всякого зла.
Египтяне верили в то, что никто не умирает и жизнь продолжается в измененном виде. У них отсутствовал культ умерших предков, поэтому скорбь при расставании не должна быть сильной, важно позаботиться о правильном погребении и обеспечить покойнику, тем самым, благополучный переход в загробный мир.
Для хорошего самочувствия в гроб умершего укладывали его любимые вещи – одежду, мебель, музыкальные инструменты, игры, декоративную косметику, украшения, посуду, вкусную еду, вино и пиво.
Фараоны в загробном мире не освобождались от бытовых забот, поэтому египтяне во время Среднего царства придумали маленькие фигурки ушебти, что значит «ответчики». Эти фигурки, на которых писали магические фразы и даже целые задания, вместе с покойным укладывали в гробницу. Ушебти должны были в Царстве мертвых выполнять все задания за усопшего. Иногда в могилу укладывали таких фигурок столько, сколько дней в году и покойный вообще мог не работать, а только наслаждаться.
Верования древних египтян
Древние египтяне считали, что человек состоит из 6 субстанций. Земными являются три части – «хат» – тело, «рен» – имя, «шуит» – тень. Тень есть и у мертвых, и она может отделяться от тела, которое непрочно и подвергается разложению. Поэтому мертвое тело надо бальзамировать.
Важными для понимания вечной бессмертной сущности человека, являются духовные субстанции – ка, ба, ах. Субстанция «ка» является жизненной силой человека и не отделяется от него ни на том, ни на этом свете.
Эта жизненная сила пребывает вместе с человеком с момента его рождения, после смерти она заботится об умершем, поэтому в могилу кладут запас еды и питья.
Индивидуальный характер человека, личность определяет субстанция «ба». Её в какой-то степени сопоставляют с христианской душой. После смерти «ба» покидает тело человека и предстает в виде птицы с головой человека.
Она может принимать самые разные формы, но всегда возвращается к своему телу. В дневное время умерший в обличье своего «ба» странствует в мире живых, а к ночи возвращается в загробное царство через свое мертвое тело.
Духовная субстанция «ах» – это неземное, бессмертное воплощение человека. Её представляли в виде священной птицы ибис.
Она силу энергии проявляет, в основном, на том свете, а на этом свете может распространять её в виде призраков.
Благодаря погребальному ритуалу, отделившиеся субстанции «ка» и «ба» могут снова объединиться, и умерший человек продолжит свою жизнь в божественной форме своего «ах».
Уход в вечность сопровождался обязательными ритуалами, складывавшимися на протяжении многих тысяч лет.
Переселение фараона в мир иной требовал длительной подготовки и сопровождался сложными ритуальными действиями. Действия эти совершались жрецами.
Тело после смерти и его «ка» должно было пройти 12 областей страны Дуат. Из этой страны в мир живых никто никогда не возвращался.
В стране Дуат происходит суд Осириса. Врата в каждую область страны охраняют божественные стражи, поэтому странствие сопряжено с трудностями и испытаниями.
На нового пришельца чудовища изрыгают зловонный ядовитый дым, пытаются разорвать его или проглотить, нападают гигантские змеи, острыми мечами замахиваются грозные божества.
Умершему необходимо доказать, что он чист и достоин вечной жизни. Благосклонность стражей и богов, он должен заслужить молитвами и ритуальными гимнами.
Каждому египтянину, чтобы после смерти не блуждать по стране Дуат, заранее необходимо знать содержание Книги мертвых.
Необходимо быть готовым выполнить все, чтобы достичь блаженства на том свете. Книга мертвых составлялась жрецами и подробно рассказывала о переселении в иной мир, перечисляла все молитвы, заклинания и ритуалы.