Реставрация Мэйдзи — это ряд политических, военных и социально-экономических преобразований в Японии 1868—1889 годов, превративший феодальную страну в одну из ведущих держав мира.
Она являлась переходом от системы управления в форме сёгуната к правлению императора Муцухито и его правительства.
Правительство
В феврале 1868 года Императорское правительство заявило иностранным государствам, что отныне оно является легитимным. Император 6 апреля 1868 издал Клятву Пяти пунктов, изложив в ней основные принципы политического курса.
Принципы Мейдзи:
- коллегиальное управление;
- участие сословий в разработке решений;
- отказ от ксенофобии и соблюдение норм международного права;
- открытость миру для получения новых знаний.
11 июня 1868 была утверждена новая структура правительства. В Конституции США японцы заимствовали формальное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Чиновников обязали переизбираться каждые 4 года.
В сентябре 1868 года город Эдо был переименован в Токио, а в октябре был принят девиз правления — Мэйдзи. 3 сентября 1869 Император перенес столицу из Киото в Токио.
Несмотря на обновления в системе управления, правительство не спешило реформировать общество. 7 апреля 1868 оно опубликовало пять объявлений, в которых изложило традиционные положения, базировавшиеся на конфуцианской морали. Правительство призывало граждан слушаться начальников, уважать старших, быть верными в браке, запретило общественные организации, митинги, исповедание христианства.
Административная реформа
Для формирования унитарной Японии была необходима ликвидация федералистского устройства. Во время гражданской войны правительство конфисковало владения сёгуната, которые были разделены на префектуры. Но территории княжеств остались вне контроля. 20 января 1869 года четыре проправительственных даймё подали обращение, в котором говорилось, что всё принадлежит Императору. В феврале 1869 года чиновники предложили Императору подчинить их территории правительству. На предложение согласились даймё из Сацумы, Тосы, Тёсю и Хидзэна, вернувшие монарху земли вместе с населением. В июле 1868 года правительство приказало другим дайме сделать то же самое, что и было осуществлено без сопротивления. Лишь двенадцать князей не передали добровольно реестры земель, но в дальнейшем они подчинились приказу.
В обмен на земли князья становились главами представительств центрального правительства в регионах и получали жалование. Хотя земли отошли к государству, сами ханы отменены не были. Даймё сохраняли право сбора налогов и формирования войск на вверенных землях, оставаясь, таким образом, полуавтономными. Такая половинчатая политика вызвала в регионах недовольство. 29 августа 1871 года правительство провозгласило учреждение вместо ханов префектур. Даймё переселили в Токио, а на их места назначили зависимых губернаторов. К 1888 году количество префектур было сокращено с 306 до 47, Хоккайдо был выделен особым округом, к префектурам были приравнены города Токио, Киото и Осака.
Правительственная реформа
За основу новой вертикали исполнительной власти была взята структура правительства Японии VIII века. С 15 августа 1869 правительство разделилось на три палаты.
Главная палата имела функции кабинета министров. В неё входили большой государственный министр, правый и левый министры, советники. Левая палата была законодательным органом. В состав правой палаты входили восемь министерств. Большую часть постов в правительстве заняли выходцы из княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн.
Военная реформа
Важнейшей задачей императорского правительства была организация новой боеспособной армии. Состоявшие из самураев войска княжеств были переподчинены военному министерству. 10 января 1873правительство ввело всеобщую воинскую повинность. Все мужчины, достигшие 20 лет, обязаны были проходить армейскую службу независимо от социального происхождения. Освобождались только главы семей и их наследники, студенты, чиновники, студенты и лица, уплатившие откуп в 270 иен.
Одновременно были созданы подразделения полиции. До 1872 они подчинялись Министерству юстиции, а затем Министерству внутренних дел.
Социальные реформы
Императорское правительство проводило активную социальную политику. 25 июня 1869 было образовано два привилегированных сословия — титулованное и нетитулованное дворянство. В первое вошли столичные аристократы и бывшие даймё, во второе — среднее и мелкое самурайство. Таким способом правительство попыталось преодолеть противостояние самураев и аристократов и ликвидировать средневековую модель «господин — слуга».
Также императорская власть объявила о равенстве крестьян, ремесленников и купцов, независимо от занятий и должностей. В 1871 году правительство приравняло к ним париев, подвергавшихся дискриминации в период Эдо. Простонародью разрешили иметь фамилии, которые прежде были исключительно у самураев, а знати дозволялись межсословные браки. Были отменены ограничения на поездки и смену профессии.
Дворянство полностью находилось на государственном обеспечении. Оно получало ежегодную пенсию, составлявшую 30 % бюджета страны. Для ослабления такого финансового бремени в 1873 году правительство опубликовало «Закон о возвращении пенсий Императору», обязавший дворян отказаться от получения пенсий в обмен на единовременные премии. Но проблема не была решена, а долг по выплатам пенсий рос, поэтому власти в 1876 году окончательно отменили их начисление и выплаты. Правовая разница между самураями и простонародьем исчезла. Для обеспечения существования часть привилегированного сословия стала служащими: клерками, полицейскими или учителями. Многие занялись сельским хозяйством. Те, кто подался в коммерцию, быстро обанкротились из-за отсутствия навыков. Для спасения самурайства правительство выделило субсидии и поощряло освоение полудикого Хоккайдо.
Но этих мер оказалось недостаточно, что в будущем стало причиной беспорядков.
Земельно-налоговая реформа
Для проведения модернизация требовалось создание надежной финансовой системы. Главным источником пополнения казны был натуральный оброк, который японские крестьяне веками платили господам. После ликвидации княжеств, правительство взяло их долговые права и обязательства на себя, поэтому пополнять казну деньгами было крайне сложно. Поэтому правительство взялось провести земельную и налоговую реформы.
В 1871 году власти разрешили создавать на нетронутых землях новые пахотные участки, а в следующем 1872 отменили запрет на продажу земли и признали существование частной собственности. Собственники получили сертификаты на владение землёй с указанием цены участка. Система таких сертификатов ликвидировала общинную форму землевладения. 28 июля 1873 правительство начало земельно-налоговую реформу, завершенную в 1880 году. В результате вместо нестабильного урожая новым критерием налогообложения стала цена на землю, а собственники участков превратились в налогоплательщиков. Налог в размере 3 % от стоимости участка следовало платить деньгами. Территории, которые использовались общиной, были огосударствлены. Такие преобразования обеспечили наполнение казны и способствовали развитию в регионах товарно-денежных отношений. Однако они вызвали социальную дифференциацию и увеличили бремя налогов на селе, став причиной крестьянских волнений.