Период Дзёмон в Японии – это период неолита в Японии, продолжавшийся от 13 тыс. лет назад до III в. до н. э. Само понятие «дзёмон» означает веревочная керамика» и является прямым переводом термина впервые, употреблённого Э. Морисом ещё в 1879 г.
Используя типологию керамики, земли Японских островов можно разделить на два крупных культурных ареала. К первому ареалу можно отнести юго-западный ареал, население которого наносило узоры на керамику при помощи ногтей. Вторым ареалом является северо-восточный, его жители использовали для нанесения узоров веревку, в результате чего и получался веревочный орнамент.
Граница между этими ареалами пролегал в районе современного Токио, где эти культурные особенности накладываются друг на друга. В будущем региональная специфика сохранялась на протяжении всей японской истории, принимая те или иные формы в зависимости от исторической и культурной ситуации.
Основным оставалось разделение Японских островов на северо-восток и юго-запад. Согласно же географическому разделению в самой стране Восходящего солнца практикуется деление на:
- «Восточную Японию»
- «Западную Японию».
Периодизация
Японский археолог Яманоути Сугао в 1937 году смог выделить пять основных классов изделий из керамики, которые и относятся к данному периоду в истории Японии.
Отметим, что к настоящему времени известно уже около 50 типов керамики этого периода.
Хронологически период Дзёмон делится на 5 этапов согласно типам керамики японского неолита.
- Прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки, 7-ое — 5-ое тысячелетие до н. э.);
- Ранний Дзёмон (Дзэн-ки, 4-ое тысячелетие до н. э.);
- Средний Дзёмон (Тю-ки, 3-ье тысячелетие до н. э.);
- Поздний Дзёмон (Ко-ки, 2-ое тысячелетие до н. э.);
- Заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки, первая половина 1-го тысячелетия до н. э.).
В настоящее время считается, что предки носителей культуры Дзёмон появились на островах Японского архипелага ещё во времена позднего палеолита. В историографии остается спорным и дискуссионным вопрос об их происхождении. Выдвигаются теории об их северно-азиатском и южно-азиатском происхождении. Считается, что они стали предками айнов, жителей острова Рюкю и населения северо-востока государственного образования Ямато
Анализ ДНК из погребений эпохи Дзёмон показал, что население этого времени ближе генетически к этносам, населяющим российский Дальний Восток (ульчи), Корейский полуостров и к жителям острова Тайвань.
Формирование религиозных представлений
Украшения в древности, как и в периоде Дзёмон, имели магическое и социальное происхождение. В качестве магических предметов они использовались как обереги и должны были защищать своего хозяина и приносить ему удачу. Как социальная метка украшение служило определением возраста, пола человека, его групповой и социальной принадлежности.
К украшениям периода Дзёмон относится достаточно большое количество изделий, в частности серёг, изготовленных из камня, глины, и браслетов, выполненных из найденных раковин.
К предметам имеющий культовый сакральный характер относят также и глиняные статуэтки, называемые догу. Такие фигурки имели высоту от 3 до 30 см. Они изображают животных (зооморфные), нов основном людей (антропоморфные). Из антропоморфных наиболее часто встречаются стилизованные женские изображения. Большинство из найденных фигурок были разбиты, и скорее всего они использовались в неких ритуальных целях.
Японский исследователь Явата Итиро считает, что такие статуэтки использовались людьми для ритуалов по исцелению больных или раненых. Разбивали при этом именно ту часть фигурки, которая соответствовала больной части тела человека.
Также подобные статуэтки расцениваются как символы плодородия. Но в целом для чего именно предназначались такие фигурки пока остается не выясненным.
Достаточно уверенно можно утверждать лишь то, что фигурки догу, как и ряд других видов керамики Дзёмон, служили для обеспечения связи людей с иным, потусторонним миром.
Погребения
В исследованных погребениях периода Дзёмон не обнаружено признаков единой погребальной культуры, отсутствует унификация обрядов. Это наблюдение говорит об отсутствии единых для всех представлений о существовании после смерти.
В основном специалисты находят коллективные погребения, окруженные на севере загородкой из камней. Костяки в таких погребениях могут быть как в скорченном положении или же в распрямленном виде и без какой-либо определенной ориентации.
Известны также погребения, сделанные древними жителями в «раковинных кучах» или в керамических сосудах. В качестве погребального инвентаря использовали гребни, серьги, браслеты, ожерелья и т.д. В роли же одежды для погребения были звериные шкуры или куски материи.
Исследование скелетов показало, что юношам и девушкам в возрасте 17-18 лет вырывали определенные зубы и подпиливали их. Судя по всему, это свидетельство об обряде инициации, то есть переходе в категорию уже взрослых мужчин и женщин.
Около 13 тысяч лет назад произошло потепление, сделавшее климат похожим на нынешний. Это привело к увеличению снежного покрова зимой, изменению и смене флоры, что выразилось в увеличении площади широколиственных лесов, заболачиванию почвы. В результате увеличилась численность населения, и человек усиливать своё давление на окружающую среду. Как результат изменения климата и деятельности человека стало исчезновение в землях Японии крупных млекопитающих таких слоны Ньюмана и олени оцунодзика.
Для всех обществ охотников-собирателей, рыболовов характерна высокая детская смертность. Средняя продолжительность жизни человека эпохи Дзёмон была примерно 20 лет. Если же подросток был достаточно умен и удачлив и ему удавалось перешагнуть рубеж в 15 лет, то у него были все шансы дожить до 30 лет.
Здесь следует сказать, что средняя продолжительность жизни около 1600 г. равнялась 30 годам, а в 1947 г. она стала равна 50 г. Вот к чему приводит «беззаботная» жизнь на лоне природы и что сделало с людьми технологическое и социальное развитие.
Но мы отвлеклись. Численность населения периода Дзёмон увеличилась в результате повышения продуктивности хозяйства и появлению более лучших способов хранения пищи. Специалисты оценивают численность населения в начале раннего периода Дзёмон в 20 тыс. чел. Это где-то 7 человек на 100 кв. км. А уже в период наибольшего расцвета, который пришелся на средний Дзёмон численность населения уже достигла до 260 тыс. чел. И плотность населения стала равна 1 человек на 1 кв. км. Для общества подобного уровня развития этот показатель считается большим.
Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. И начинается экологический кризис, вызванный чрезмерной хозяйственной нагрузкой на окружающую среду. В результате население сократилось до 70 тыс. чел.
Кризис привел к тому, что именно в наиболее пострадавшей юго-западной части Японии стало формироваться и развиваться производящее хозяйство, что было началом выхода из кризиса.
Но настоящее развитие производящего хозяйства произошло уже в другой период – Яёй, при участии переселенцев с материка.