Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные направления современной исторической науки

Историческая антропология

Определение 1

Историческая антропология — это дисциплина, занимающаяся изучением социокультурной истории при помощи методов антропологической, исторической наук и кросс-культурных исследований.

Если характеризовать антропологическую историю как определенный научный подход, то можно выделить признаки:

  • междисциплинарность, диалог как с прочими науками (социологией, антропологией), так и между отраслями исторического знания (экономическая, социальная, политическая истории объединяются вокруг термина «культура»);
  • внимание к межгрупповому и межличностному взаимодействию;
  • взгляд на процессы с позиций участников;
  • изучение видов социальных практик, повседневности во всех проявлениях (от политической культуры до поведенческой).

В 1960—1990-е годы новым качеством исторической науки стало обращение к антропологии. Исследователи стали использовать значение культуры в расширенном смысле. В США, Франции, Великобритании ученые, переняв идеи антропологии, выработали подход, известный под названием исторической антропологии.

Тогда же наметился переход к вопросу о том, как переживалось событие. Такой переход характерен для поколения ученых. Спрос на антропологию можно объяснить тем, что междисциплинарные и межкультурные контакты легко совмещаются друг с другом. В сторонней на первый взгляд культуре интересны идеи, имеющие сходство с родной культурой, одновременно родное и чужое. Сравниваемые культуры в итоге становятся все более подобны. Теория и практика исторической антропологии помогали историкам продвигаться по пути, на котором они стояли.

Изучая чужие народы, историки для себя открыли символическое измерение повседневности, все время бывшее рядом. В итоге идеи классиков антропологии помогали историкам решать ряд проблем.

«Основные направления современной исторической науки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Историческая антропология сформировалась примерно к 1970-м годам. До этого историческая наука изучала в основном массовые явления. Важными исследованиями была работа с социально-экономическими явлениями. Активно использовалась клиометрика, совокупность статистических и математических методов в исторических исследованиях. Однако в 1940-х годах выяснилось, что сам человек исчез за явлениями массового характера, и история стала наукой без живых людей. На фоне разрушения колониальных империй и ухода в прошлое европоцентристских взглядов, вырабатывались новые подходы. Рост влияния социальной и культурной антропологии привел к тому, что в 1960—1970-х годах в Европе и Америке появляются выдающиеся новаторские работы в этой сфере.

История ментальностей

История ментальностей — это дисциплина, обращающая свое внимание не на войны, личности и политику, являющиеся объектом европейских историографий, а на образ мышления в различных культурах и социальных группах прошлого.

Микроистория

Определение 2

Микроистория — это направление в современной исторической науке, которое рассматривает малые территории и популяции прошлого с целью изучения ментальности и повседневной жизни обычного, как правило теряющегося в «пучине» истории, «маленького человека».

Микроисторический анализ предполагает изучение отдельных явлений в жизни людей прошлого для выявления господствующих тенденций и представлений в обществе в целом.

Микроистория появилась в 1970-е годы в Италии как реакция на увлечение западноевропейскими историками социальной историей Школы анналов. Становление микроистории как самостоятельной сферы научных исследований стоит связать с ситуацией постмодерна в современной гуманитарной науке.

Известные представители микроистории:

  • Карло Гинзбург;
  • Эммануэль Ле Руа Ладюри;
  • Натали Земон Дэвис;
  • Ханс Медик;
  • Джованни Леви.

История повседневности

История повседневности — это одно из современных направлений исторической науки. Сформировалось оно во второй половине XX века в процессе становления «новой истории».

В рамках направления исследуются условия жизни, труда, отдыха (быта, рациона питания, условий проживания, социальной адаптации, способов лечения) и факторов, влияющих на воспитание сознания и норм поведения, предпочтения подавляющего большинства «обычных людей» в тот или иной период. История повседневности – это история тех, без кого не было бы истории, но кто в истории остался преимущественно «безымянным» и «молчаливым».

История повседневности как самостоятельное направление исторической науки сложилась среди западногерманских молодых учёных, которые в условиях кризиса исторической науки противопоставили традиционному изучению социальной истории Германии (государственной политики, глобальных экономических и общественных процессов и структур) исследование повседневной жизни граждан. В основе становления истории повседневности лежали разочарование граждан в надеждах на коренные быстрые изменения в социальной жизни и экономике скепсис относительно безграничности возможностей индустриального общества. В свое время история повседневности расценивалась как новое культурное движение и как «альтернативная историография».

Во французской историографии предтечами истории повседневности были работы М. Блока и Л. Февра, в которых объектом изучения были инстинктивные, эмоциональные и имплицитные сферы мышления социальных низов, а также работы Ф. Броделя о «материальной цивилизации, экономике и капитализме XV—XVIII веков».

В Великобритании влияние на развитие истории повседневности имели труды Э. Томпсона, а также исследования либеральных британских историков, которые работали в области социальной истории и пытались создать картину реальной мозаики разных сторон повседневной жизни различных социальных групп и индивидов.

В Германии адептам истории повседневности в процессе её становления пришлось выдержать критику авторитетных историков, видевших в оппонентах сторонников левых идей, а историю повседневности расценивавших как альтернативное течение социально-научной истории, отрицающее идею рациональности и изменяющее ценностям европейской цивилизации. Сейчас отношение традиционалистов к истории повседневности стало более доброжелательно. Окончательное признание ее составной частью исторической науки состоялось только в конце 1980-х годов.

Дата последнего обновления статьи: 12.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot