Историческая антропология
Историческая антропология — это дисциплина, занимающаяся изучением социокультурной истории при помощи методов антропологической, исторической наук и кросс-культурных исследований.
Если характеризовать антропологическую историю как определенный научный подход, то можно выделить признаки:
- междисциплинарность, диалог как с прочими науками (социологией, антропологией), так и между отраслями исторического знания (экономическая, социальная, политическая истории объединяются вокруг термина «культура»);
- внимание к межгрупповому и межличностному взаимодействию;
- взгляд на процессы с позиций участников;
- изучение видов социальных практик, повседневности во всех проявлениях (от политической культуры до поведенческой).
В 1960—1990-е годы новым качеством исторической науки стало обращение к антропологии. Исследователи стали использовать значение культуры в расширенном смысле. В США, Франции, Великобритании ученые, переняв идеи антропологии, выработали подход, известный под названием исторической антропологии.
Тогда же наметился переход к вопросу о том, как переживалось событие. Такой переход характерен для поколения ученых. Спрос на антропологию можно объяснить тем, что междисциплинарные и межкультурные контакты легко совмещаются друг с другом. В сторонней на первый взгляд культуре интересны идеи, имеющие сходство с родной культурой, одновременно родное и чужое. Сравниваемые культуры в итоге становятся все более подобны. Теория и практика исторической антропологии помогали историкам продвигаться по пути, на котором они стояли.
Изучая чужие народы, историки для себя открыли символическое измерение повседневности, все время бывшее рядом. В итоге идеи классиков антропологии помогали историкам решать ряд проблем.
Историческая антропология сформировалась примерно к 1970-м годам. До этого историческая наука изучала в основном массовые явления. Важными исследованиями была работа с социально-экономическими явлениями. Активно использовалась клиометрика, совокупность статистических и математических методов в исторических исследованиях. Однако в 1940-х годах выяснилось, что сам человек исчез за явлениями массового характера, и история стала наукой без живых людей. На фоне разрушения колониальных империй и ухода в прошлое европоцентристских взглядов, вырабатывались новые подходы. Рост влияния социальной и культурной антропологии привел к тому, что в 1960—1970-х годах в Европе и Америке появляются выдающиеся новаторские работы в этой сфере.
История ментальностей
История ментальностей — это дисциплина, обращающая свое внимание не на войны, личности и политику, являющиеся объектом европейских историографий, а на образ мышления в различных культурах и социальных группах прошлого.
Микроистория
Микроистория — это направление в современной исторической науке, которое рассматривает малые территории и популяции прошлого с целью изучения ментальности и повседневной жизни обычного, как правило теряющегося в «пучине» истории, «маленького человека».
Микроисторический анализ предполагает изучение отдельных явлений в жизни людей прошлого для выявления господствующих тенденций и представлений в обществе в целом.
Микроистория появилась в 1970-е годы в Италии как реакция на увлечение западноевропейскими историками социальной историей Школы анналов. Становление микроистории как самостоятельной сферы научных исследований стоит связать с ситуацией постмодерна в современной гуманитарной науке.
Известные представители микроистории:
- Карло Гинзбург;
- Эммануэль Ле Руа Ладюри;
- Натали Земон Дэвис;
- Ханс Медик;
- Джованни Леви.
История повседневности
История повседневности — это одно из современных направлений исторической науки. Сформировалось оно во второй половине XX века в процессе становления «новой истории».
В рамках направления исследуются условия жизни, труда, отдыха (быта, рациона питания, условий проживания, социальной адаптации, способов лечения) и факторов, влияющих на воспитание сознания и норм поведения, предпочтения подавляющего большинства «обычных людей» в тот или иной период. История повседневности – это история тех, без кого не было бы истории, но кто в истории остался преимущественно «безымянным» и «молчаливым».
История повседневности как самостоятельное направление исторической науки сложилась среди западногерманских молодых учёных, которые в условиях кризиса исторической науки противопоставили традиционному изучению социальной истории Германии (государственной политики, глобальных экономических и общественных процессов и структур) исследование повседневной жизни граждан. В основе становления истории повседневности лежали разочарование граждан в надеждах на коренные быстрые изменения в социальной жизни и экономике скепсис относительно безграничности возможностей индустриального общества. В свое время история повседневности расценивалась как новое культурное движение и как «альтернативная историография».
Во французской историографии предтечами истории повседневности были работы М. Блока и Л. Февра, в которых объектом изучения были инстинктивные, эмоциональные и имплицитные сферы мышления социальных низов, а также работы Ф. Броделя о «материальной цивилизации, экономике и капитализме XV—XVIII веков».
В Великобритании влияние на развитие истории повседневности имели труды Э. Томпсона, а также исследования либеральных британских историков, которые работали в области социальной истории и пытались создать картину реальной мозаики разных сторон повседневной жизни различных социальных групп и индивидов.
В Германии адептам истории повседневности в процессе её становления пришлось выдержать критику авторитетных историков, видевших в оппонентах сторонников левых идей, а историю повседневности расценивавших как альтернативное течение социально-научной истории, отрицающее идею рациональности и изменяющее ценностям европейской цивилизации. Сейчас отношение традиционалистов к истории повседневности стало более доброжелательно. Окончательное признание ее составной частью исторической науки состоялось только в конце 1980-х годов.