Возникновение университетов в средневековье
Расширение и углубление знаний об окружающем мире, развитие торговли, воздействие более развитой арабской культуры происходит во второй половине Средних веков. Европейцы накапливают знания в области астрономии, медицины, географии, математики и др. В XII – XIII веках развивается интеллектуальная жизнь, дающая мощный толчок к развитию системы образования, начинают появляться школы, университеты.
Понятие «университет» на первых порах означало корпорацию преподавателей, профессоров, студентов для изучения и приумножения единого христианского знания.
Основные принципы академической автономии, правила управления высшей школой и внутренней жизнью были разработаны в первых университетах Болоньи, Парижа, Кембриджа, Оксфорда, Лиссабона.
Римский папа даровал университетам ряд привилегий – разрешение на преподавание, присуждение ученой степени, освобождение от военной службы студентов, а университет от налогов.
Ректоры и деканы в университетах избирались ежегодно.
К XIII веку в Европе открывается ещё 25 университетов. Кроме существовавших университеты появились в Праге, Пизе, Флоренции и в общей сложности в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Структура университета состояла из 4-х факультетов – артистического, юридического, медицинского, богословского. В университетской иерархии основным считался богословский факультет, артистический считался младшим или подготовительным.
На богословском факультете обучение было двенадцатилетним, из предметов главным образом изучались Священное писание и «Сентенции» П. Ломбардского.
Студенты, продолжая обучение, могли уже сами преподавать и занимать церковные должности. После окончания обучения им присваивалось звание магистра теологии, а затем лиценциата – это преподаватель, не защитивший ещё докторскую диссертацию, но допущенный к чтению лекций.
Студенты юридического факультета изучали римское и католическое право и через 4 года получали степень бакалавра. Для получения степени лиценциата они должны были учиться ещё три года.
На медицинском факультете изучали труды Гиппократа, Авиценны, Галена и др. Степень бакалавра присваивалась студентам через 4 года обучения и в течение двух лет необходимой была врачебная практика под руководством магистра.
Получить звание лиценциата они могли только после сдачи экзаменов через пять лет обучения.
Студенты артистического факультета изучали квадриум на основе школьного курса тривиума. Особенно подробно изучалась геометрия и астрономия, рассматривалась схоластика, философия, труды Аристотеля.
Степень бакалавра студенты получали через 2 года, но подготовка магистров продолжалась от 3-х до 10 лет.
Цель обучения на всех факультетах заключалась в достижении ученых степеней, в присуждении которых решающую роль играла корпорация преподавателей.
Ректор в своей деятельности опирался на наблюдательный и ученый совет, избираемый из профессоров и магистров.
Студенты факультетов объединялись в землячества по национальному признаку и занимались в течение целого дня, начиная с 5-ти часов утра до 8-ми часов вечера.
Форма обучения в основном была лекционная, поскольку книг и рукописей было недостаточно, то лекционный процесс был трудоемким.
Для закрепления знаний студенты должны были раз в неделю присутствовать на диспутах, нацеленных на самостоятельность мышления.
Формы обучения в средневековом университете
Во всех средневековых университетах преподавание имело единообразный характер, потому что использовалась единая латинская терминология и все предметы велись на латыни.
Самой распространенной формой преподавания была лекция, на которой преподаватель подробно излагал учебную тему по программе. Лекции были ординарными и экстраординарными, т. е. обязательными и дополнительными.
Преподаватели тоже делились по различию лекций на ординарных и экстраординарных. Ординарные, т. е. обязательные лекции читались с рассвета до 9 часов утра. Они ориентировались на свежие силы слушателей. После обеда, с 6 часов вечера и до 10 часов вечера назначались экстраординарные лекции. Продолжительность лекции составляла 1-2 часа.
Преподаватель начинал свою лекцию кратким вступлением, в котором определял характер работы над книгой, да и рекламировал сам себя. В ходе лекции он должен был сличить различные варианты текстов и дать необходимые к ним разъяснения. Студенты не имели права просить преподавателя повторить сказанное или читать лекцию медленнее. Студенты должны были приходить на лекции с книгами для того, чтобы непосредственно знакомиться с текстом. Дороговизна книг заставляла студентов брать их напрокат.
Начиная с XIII века, университеты начинают собирать рукописи для организации собственных образцовых текстов.
Специальных аудиторий для лекций не существовало, и преподаватели читали лекции в любом помещении. В Париже, например, таким местом была улица Соломы (Фуар). Такое название она получила, потому что студенты сидели у ног преподавателя на соломе.
Вторая форма преподавания была своеобразным репетиторством, проходившим в форме диалога учителя и ученика. По ответам учеников учитель судил о степени подготовки, об успехах ученика. Тут же повторяли прочитанное, готовясь к диспутам, которые были самой распространенной формой преподавания.
Диспутам придавалось большое значение, поскольку именно они должны были научить студентов искусству спора и защите приобретенных знаний. При организации диспутов использовался самый распространенный метод их проведения, предложенный П. Абеляром – "за и против", "да и нет". При подготовке к диспутам один из магистров каждые две недели держал речь по довольно широкой теме, затем озвучивал тезисы и вопросы, которые выносились на диспут. Со студентов затем в течение нескольких дней собирались все «за» и «против».
После окончания учебы студенты сдавали экзамены группе магистров и должны были доказать, что читали все рекомендованные книги и принимали участие во всех диспутах.
Поведение студента имело большое значение. Далее студент проходил публичный диспут и должен был ответить на все вопросы. В качестве награды была первая степень бакалавра.
Воспитание в средневековом университете
Воспитание в университете в средние века определяется как сочетание стихийного и целенаправленного воздействия старших на младших при руководящей роли старших, как взаимодействие старших и младших, как сочетание того и другого типа отношений.
Характер воспитания часто был вероятностный, при отсутствии жесткой корреляции между воспитательным воздействием и результатом.
За все время пребывания студента в университете воспитание было в основном стихийным и имело следующие составляющие:
- существовавшие в университете обычаи и ритуалы;
- пример и воздействие педагога;
- подражание выбранному педагогу;
- подражание историческим и художественным образцам;
- общение внутри студенческих групп;
- развитие чувства корпоративности.
Традиции и ритуалы университета имели свое воспитательное значение. Традиции утверждались в общественном мнении как нравственная ценность, когда из разных вариантов поступков их выбирает практическая жизнь.
Затем работает социальный механизм традиций и обеспечивает передачу этих ценностей новым поколениям. Традиции присущи экономике, политике, быту, науке и, безусловно, воспитанию.
Воспитывающая сила традиций огромна. Сильное эмоциональное воздействие оказывала присяга в присутствии ректора и посвящение в студенты, на котором присутствовали все – от абитуриентов до магистров.
Университетская корпорация оставалась полновластным хозяином положения.
Одну из традиций Сорбонны описывает Фавье – это ежегодное открытие специальной ярмарки пергамента в Ланди.
На муле восседал ректор в мантии и его кортеж больше был похож на крестный ход. Пергамент ректор выбирал для дипломов выпускникам, затем учителя исчезали, а студенты напивались, и начинался всеобщий беспорядок.
В воспитании студентов большое значение имела личность ректора и личности преподавателей.
Основу воспитательных процессов в средневековых университетах составлял дух корпоративности, который являлся неотъемлемой принадлежностью профессионального сообщества.
Он пронизывал все компоненты среды жизни, включал в себя идеалы, ценности и приоритеты средневекового университетского сообщества.
Несмотря на то, что воспитательный процесс отличался стихийностью и хаотичностью, не был системным, в университетах средневековья была создана особая атмосфера, которая была способна формировать личность элиты.