Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кораблестроение Карфагена

Определение 1

Флот Карфагена — это военно-морские силы Карфагенского государства, существовавшего в IX—II веках до н. э.

Задачи карфагенского кораблестроения

На протяжении истории Карфагена флот был основой его политического и военного могущества и важным фактором экономического процветания. Чтобы обезопасить торговые маршруты, карфагеняне были вынуждены содержать крупные военно-морские силы, способные дать отпор конкурентам и пиратам, а также перебрасывать армию в Западное Средиземноморье.

Если охрана торговых путей и побережья была эффективна, то в настоящих войнах часто ситуация складывалась иначе. Парадоксально карфагенский флот не исполнял решающей роли в победах над врагом. В период войн на Сицилии он не обеспечил блокаду Сиракуз, не перехватить армию Агафокла, когда тот решил перенести военные действия в Африку. Во времена Пунических войн, самые яркие победы карфагеняне одержали на суше, а не на море. Напротив, поражение флота у Эгатских островов решило судьбу карфагенян на Сицилии и лишило их превосходства на море.

Типы и конструкция кораблей

Будучи наследниками Финикии, карфагеняне не ограничивались совершенствованием традиционных технологий. Они использовали греческий опыт кораблестроения. Очень рано у них появились пентеконтеры, а с IV века до н. э. и более сложные типы кораблей — триремы и квинквиремы.

Определение 2

Трирема — это класс боевых судов с тремя рядами весел, которые широко использовались античными цивилизациями, в особенности финикийцами, греками и римлянами.

Согласно сведениям Полибия, в III веке до н.э. основным боевым кораблём карфагенян была квинквирема, хотя также использовались триремы и квадриремы. Флагманом одной из флотилий был «семирядный» корабль, отбитый у Пирра. По преобладающему мнению количество вертикальных рядов вёсел даже на самых крупных судах античности не превышало трёх, а число в названиях кораблей означало общее количество гребцов на одной вертикальной группе вёсел.

«Кораблестроение Карфагена» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Трирема была оснащена 170 веслами, причём на верхнем ярусе размещались 62 гребца, а на нижних ярусах - по 54. Обнаруженные в ходе раскопок корабельные сараи показали, что размеры квинквирем и квадрирем почти не отличались от размеров трирем. Еще большей неожиданностью являются свидетельства источников, что оснастить квадрирему вёслами обходилось дешевле, чем трирему. Единственный вывод заключается в том: что квадрирема по количеству вёсел уступала триреме. Отсюда можно сделать вывод, что вёсла размещались в два ряда, причем на весло приходилось лишь по два гребца. Относительно квинквиремы логично заключить, что вёсла размещались в три ряда, причём на верхних ярусах, где корпус шире, на весло приходилось два гребца, а на нижнем ярусе — по одному гребцу. Поскольку на триреме экипаж насчитывал 200 человек, из которых гребцами были 170, можно предположить, что на квинквиреме из 300 человек экипажа гребцы составляли 270, работая на 158 вёслах (46 на нижнем ярусе, 54 на среднем, 58 на верхнем). Утверждая, что в карфагенском флоте из 350 кораблей было 150 тысяч человек, Полибий подразумевает, что экипаж кораблей примерно равнялся численностью команде римских судов: около 300 моряков и 120 воинов.

Одной из примечательных особенностей флотов Рима и Карфагена в III веке до н.э. было то, что корабли строились быстро. В 261 году до н.э. римляне за два месяца построили первый флот из 120 судов. Через семь лет за три месяца была создана флотилия из 200 судов. В 1969 году на мелководье севернее Лилибея обнаружили корпус карфагенского корабля. Этот корабль и найденный неподалёку ещё один, как следует из результатов радиоуглеродного анализа, относятся ко времени Первой Пунической войны. Сохранившиеся клейма на шпангоутах разных плотников наводят на мысль, что детали производились массово; это объясняет скорость строительства.

Киль корабля из-под Лилибея выполнен из клёна, обшивка и части тарана из сосны, а шпангоуты из дуба. Корабли обшивались вгладь, то есть сначала крепилась обшивка, а затем вставлялись шпангоуты. Доски соединяли при помощи деревянных плоских шипов, удерживаемых на месте деревянными нагелями. Все обнаруженные корабли Средиземноморья собирались именно так. Доски прибивались к шпангоутам гвоздями с внешней стороны, и гвоздь загибался вовнутрь. Стыки уплотнялись шпатлёвкой, а корпус затем обшивался листами из свинца, а таран оковывался бронзой.

Оба корабля собою представляли либурны — разновидность быстрых лёгких кораблей, которые использовались иллирийцами. Можно предположить, что союзник Карфагена Филипп V заимствовал этот тип кораблей во время Второй Пунической войны. Однако источники не содержат подтверждений тому, что карфагеняне использовали либурны в III веке до н. э. Лёгкий корабль, принадлежавший Ганнибалу Родосцу, прорывавший блокаду Лилибея, являлся квинквиремой. К этому заключению можно прийти, зная, что римляне создали флотилию квинквирем, используя в качестве образца корабль Родосца. Даже не принимая этот факт во внимание, размеры корабля из Лилибея очень велики — 35 м в длину и 5 м в ширину. Корабельные сараи Карфагена, рассчитанные на квинквиремы, достигали в ширину 5,9 м.

На изображениях кораблей с карфагенских монет, найденных в Испании, и на рельефах различаются судовые надстройки, таран греческого типа (крепился на днищевом стрингере), планшир с возвышающейся палубой. На монетах изображены овальные щиты, закреплённые ремнями вдоль поручней.

Особенности судоходства карфагенян

Как и прочие флоты Древнего мира, суда карфагенян старались в период штормов не выходить в море. Есть предположение, что за один день в пути они преодолевали около 35 км. Возможно, что они плавали и ночью, о чём свидетельствуют встречающееся определение расстояния, пройденного за день и ночь и познания карфагенян в астрономии. Из-за географии Карфагенского государства и благодаря своим познаниям карфагенские моряки плавали не только в прибрежье, но и выходили в открытое море, например, когда шли с Сардинии на Ивису, а затем к североафриканскому побережью.

Дата последнего обновления статьи: 05.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot