Особенности греческой культуры
Временем наивысшего расцвета древнегреческой культуры, как одной из наиболее развитых мировых систем становится $V$ век до н.э., когда оформились три особенности, придавшие ей исключительный характер:
- Полнота и разнообразие основных культурных направлений: литературы, философии и искусства
- Гуманистическая ориентация
- Большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Произведение греческой культуры стали неотъемлемой частью развития народов Средиземноморья и Европы.
В чем же причины такого подъема?
- Создание культурного наследия на базе динамично развивающейся экономики товарного типа и рационально организованного хозяйства.
- Ведущий класс, состоящий из среднего гражданства, принимал непосредственное участие в организации производства и соответственно был заинтересован в культурном развитии.
- Среднее гражданство являлось активной социально-политической группой, и было готово к восприятию культурных ценностей, в отличие от полузависимого населения Древнего Востока.
Каждый древнегреческий полис имел индивидуальный темп культурного развития, но более интенсивно, данный процесс шел в государствах с демократическим устройством.
- Отсутствие влиятельного жречества, не ставящего культурное развитие под свой контроль.
- Широкое распространение грамотности.
Для древнегреческой культуры классического периода характерно единение с природой, ее тонкое ощущение, заложенной в ней естественной гармонии, которое различными способами было реализовано в музыке, литературе, архитектуре, скульптуре, философии.
Роль религии в культуре
Несмотря на отсутствие могущественного института жречества, религия занимала важное место в жизни каждого эллина. Она определяла основы мировоззрения, нормы морали, направления в развитии литературы, архитектуры, философии.
Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период породила внушительную плеяду образов, которые стали отправной точкой в разработке эталона героя, борющегося с силами природы, богами, ставшими основными персонажами греческой литературы и архитектуры. Прекрасный человек в представлении эллинов – свободный гражданин, живущий в красивом доме, и боги живут в прекрасном жилище. Поэтому греческие архитекторы в первую очередь, занялись проектированием совершенных храмов, принцип строительства которых был положен за основу всей греческой архитектуры.
В образе греков боги были похожи на людей, за исключением сверхъестественных способностей. Они не были всемогущими и подчинялись, как и люди, Року – высшей силе, довлеющей над всем сущим.
Неотъемлемой частью религиозного культа было почитание покровителя полиса. Оно выражалось в форме торжественных шествий, жертвоприношений и праздничных гуляний. Главным событием празднества становились театральные представления и спортивные состязания. В $V$ веке до н.э. религиозная составляющая праздника в честь покровителя полиса отступает на второй план, и решающее значение принимает демонстрация могущества государства и идея единения всех граждан. На передний план теперь выходят спортивные состязания и театральные представления, в подготовке к которым принимает участие весь город. Важными событиями становились не только местные, но и общегреческие праздники. Наиболее известный – Олимпийские игры, первоначально являвшиеся частью культа Зевса. Но, уже в $IV$ веке до н.э., когда игры получили общегреческий статус, религиозные церемонии приобрели второстепенное значение. В это же время, в Афинах, во время Панафилей, на первый план выходит проведение театральных представлений, которые заложили основу знаменитого греческого театра.
Театр и литература
Растущая популярность театральных представлений позволила им не только отстраниться от религиозных церемоний, но и выделиться в отдельный вид искусства. Если в период Архаики, представления давались в разных местах, то в Классический период для их исполнения строили специальные сооружения. Как правило, площадка для театральных действий выстраивалась у подножия холма, на склонах которого выбивался театрон.
Театрон – места для зрителей театральных представлений, расположенные на склоне холма. Первоначально предназначались исключительно для архонтов, государственных служащих и жрецов, позднее для всех граждан. Изначально был деревянным, позднее, в IVвеке до н.э., ступени для сидения становятся каменными и разделяются лучевыми проходами на секции – клинья.
Само театральное представление проходило на площадке, названной Орхестра, в центре которой находился алтарь Дионису.
Орхестра – круглая (впоследствии полукруглая площадка), предназначенная для выступления хора и актеров.
Позади орхестры находилась скена, которая первоначально была устроена в виде палатки, но к середине $V$ века до н.э. превратилась в постоянное высокое сооружение, на выступающей части которого, рисовались декорации к спектаклю.
Скена – место для переодевания актеров, расположенное за орхестрой или по касательной к ее окружности. От древнегреческого слова scene произошло современное слово сцена.
Действие на сцене представляло собой диалог актера и хора. В $V$ веке до н.э. театральное представление усложняется, вводятся дополнительные актеры, уменьшается роль хора. Актеры выходили к публике в длинных одеяниях, которые по преданию носили древние цари и жрецы. Для укрупнения фигуры персонажа на ноги одевали котурны, лицо закрывала маска.
Котурны – специальная деревянная обувь со шнуровкой и высокой платформой для придания большого роста актеру, изображавшего богов или героев.
Маски покрывали лицо и голову и изображали не только людей разного возраста, общественного положения, но и эмоции героя, и его нравственные качества. Актер за представление неоднократно менял маски, которые скрывали его мимику, что компенсировалось за счет выразительных движений.
Греческие театры были рассчитаны на все население города и включали в себя несколько тысяч мест. Например, Театр Диониса в Афинах был вместимостью в $17$ тысяч зрителей. Строили и более масштабные сооружения. В Мегалополе театр вмещал $40$ тысяч зрителей, в Эфесе – $60$ тысяч.
Театральные представления стали неотъемлемой частью жизни грека. В Афинах существовал специальный фонд, который раздавал беднякам так называемые «театральные деньги», чтобы те смогли купить входной билет. Этот фонд никогда не расходовался, даже в самые тяжелые для Афин времена.
В театрах ставились пьесы прославленных греческих драматургов, которые старались затрагивать животрепещущие темы современности. Представления длились четыре дня подряд, в течение которых, на суд зрителям выносилось около $15$ пьес. Все они исполнялись впервые, поэтому зрители не знали заранее даже названия спектакля. Исполненные пьесы, как правило, не повторялись. Необычайного расцвета греческий театр достиг в V в. до н. э., времени появления таких титанов греческой, а впоследствии и мировой литературы как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.
Отцом греческой трагедии считается Эсхил ($525—456$ гг. до н. э.), ставший автором $90$ трагедий из которых сохранилось только $7$: «Персы», «Прометей прикованный» и трилогия «Орестея», «Просительницы», «Семеро против Фив». За основу Эсхил брал известные мифы и реальные исторические события. Он переосмыслял общеизвестные простые сюжеты, вносил новые повествовательные линии. В своих трагедиях драматург отражает торжество полисного устройства, прославляет патриотизм, мужество греков, рассуждает о смысле человеческого бытия. Другим не менее популярным жанром стала комедия, которая родилась из легких карнавальных песен и плясок на Дионисиях.
Дионисии – торжественные празднества в честь бога Диониса. Существовали Великие Дионисии, приуроченные к весеннему равноденствию, и продолжавшиеся пять дней и Сельские (Малые) Дионисии, справлявшиеся в демах.
Наиболее благоприятная обстановка для развития жанра комедии сложилась в Афинах, где допускалась критика, как отдельных лиц, так и законов, и государственных учреждений. Наивысшего расцвета жанр достигает в V веке до н.э., в творчестве Аристофана, из наследия которого сохранилось $11$ комедий. В своих произведениях поэт рассуждает на злободневные темы, поднимая вопросы войны и мира, коррупции, бездарности руководителей, отношение к союзникам. В своих произведениях Аристофан, в отличие от трагиков, не ставил глубоких философских проблем, но давал реалистичную картину афинской жизни.
Архитектура и искусство
- Градостроительство
$V – IV$ вв. до н.э. стали временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры. Высшим достижением градостроительства стала концепция регулярной застройки, которая была разработана Гипподамом из Милета. По его плану, территория города делилась на ряд правильных жилых кварталов разделяющихся улицами, пересекающимися под прямым углом. Центр города застраивался общественными зданиями, где располагалась агора.
Агора – городская рыночная площадь, центр деловой жизни. Занимала приблизительно $5$ га., и располагалась на пологом склоне к северо-западу от Акрополя.
Если город был расположен на морском побережье, то выделялся специальный портовый квартал. Также предусматривалась обязательная постройка Театра, стадиона, гимнасии, водопровода и канализации. Парадным и религиозным центром становился Акрополь.
Акрополь - расположенный на холме так называемый Верхний город. Здесь располагались храмы богов-покровителей, сюда вела процессия во время главных праздников.
Регулярная застройка могла быть применена только в новых городах, таких как Олинф, но в древних городских поселениях, например в Коринфе, Афинах, Фивах, застроенных хаотично, применение плана было невозможно. Здесь жилые постройки перемежались с храмами, разделеннми узкими улочками. Однако, элементы регулярной застройки можно отметить и здесь: украшается Акрополь, ремесленные кварталы выносятся на окраину, здание театра и стадион сооружаются в наиболее удобных местах.
- Архитектура
Высоких успехов достигло греческое зодчество, развивающиеся на основе ордерной системы, тремя основными типами которого стал ионический, дорический и коринфский.
- Ионический ордер – один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Отличается легкостью пропорций и декором всех частей. Капитель выполнена в виде двух противоположно расположенных волют. За счет своей утонченности считался «женским».
- Дорический ордер - один из трех главных греческих архитектурных ордеров, сложился в дорических областях. Наиболее лаконичный и мужественный из всех ордеров. Отличительными особенностями являются: отсутствие базы у колонны, ствол украшен каннелюрами, примыкающими друг к другу без дорожек, заканчивается капителью.
- Коринфский ордер - один из трех главных греческих архитектурных ордеров, характерной особенностью которого является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.
Греческие зодчие часто смешивали стили при строительстве одного здания, что расширяло возможность для творчества. Основой зодчества и самым совершенным зданием являлся храм, в котором обитало божественное существо. Было разработано несколько типов храмовых зданий, разделенных на четыре категории. Храм в антах (две колонны перед входом), простиль ($4$ колонны перед входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик, располагались с двух противоположных сторон), периптер (колонны окружают с четырех сторон), двойной периптер (портик с четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн). В храме располагалась главная статуя бога и помещения, содержащие священную утварь и городские сокровища. Показателем зрелости греческой архитектуры могут служить такие сложные, художественно уравновешенные архитектурные ансамбли как Афинский Акрополь, храмовый комплекс в Дельфах, архитектурный ансамбль в Олимпии.
- Скульптура
Велики достижения эллинов в области скульптуры. Назначение которых, у древних греков было самым различным:
- Религиозное – статуи наиболее почитаемых богов и героев
- Эстетическое – украшение зданий, площадей святилищ
- Идеологическое – прославление воина и гражданина, крепкого и мужественного.
К $IV$ в. до н. э. образы богов становятся более человечными, их практически невозможно отличить от облика смертного. Главное же отличие греческой скульптуры в ее «подвижности». Даже спокойно стоящие фигуры наполнены жизнью и движением.
Эллинское искусство прославляло идеал полисного устройства, а также подчеркивало социальное преобладание средних слоев гражданского населения в большинстве греческих государств.