Архитектура
В начале XVIII века в архитектуре Франции господствовал стиль барокко, для которого характерны пышность, яркие цвета, использованию колоннад и куполов, символизирующих власть и величие короля.
Ярким образцом французской архитектуры барокко является Версальский Дворец.
Рисунок 1. Версальский дворец, арх. Робер де Кот, Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Франсуа Д’Орбе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Версальский дворец, арх. Робер де Кот, Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Франсуа Д’Орбе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Позднее во Франции зародился новый архитектурный стиль – рококо (в переводе с французского означает «раковина». К характерным чертам этого стиля относятся изысканные формы, причудливые линии, стремление выразить чувства и передать тонкие оттенки настроений.
В таком стиле в основном строили загородные дома. Постройки имели в плане криволинейные очертания, образовывали асимметричные композиции. Комнаты были небольшими, потолки невысокими, а вот окна делали большими, почти до пола. В простенках размещали зеркала и картины с пейзажами. Образцом стиля рококо является отель Субиз в Париже.
Рисунок 3. Отель Субиз в Париже, арх. Пьер Алексис Деламер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во второй половине XVIII века снова происходит возврат к классицизму. Это связано с началом раскопок Помпеи и распространением идей Просвещения.
Архитекторы стали использовать античные образцы и техники.
Самым грандиозным сооружением в Париже, построенным в стиле классицизма, стала церковь Святой Женевьевы (архитектор – Жак Жермен Суфло). В плане церковь представляла собой греческий равноконечный крест. Портик похож на портик древнеримского Пантеона.
Архитектурные сооружения эпохи Просвещения должны были доносить до людей определенную идею. Так, у входа в банк, в качестве символа его надежности, возводили мощные колонны.
Живопись
Во французской живописи XVIII века преобладало классическое направление, идейным отцом которого был художник Жак Луи Давид. Главной темой в изобразительном искусстве того времени была природа, которая должна была быть изображена в соответствии с лучшими традициями античной живописи.
Художники того времени часто изображали сюжеты из Библии и античной мифологии. Они стремились создать целостный образ и большое внимание уделяли передаче света и тени.
Утверждение абсолютной монархии повлекло за собой укрепление позиций аристократии, представители которой вели праздный образ жизни и предавались разным наслаждениям. Это нашло отражение и в живописи. В картинах того времени эстетическая составляющая превосходит смысловое содержание, прослеживаются эротические мотивы.
Выдающимся художником XVIII века считается Антуан Ватто. Он развивал бытовой жанр. Характерным примером этого жанра является картина «Савояр с сурком». На ней изображен бродячий музыкант из бедной приальпийской области Савойи, пограничной с Францией. Перед нами мальчик с кларнетом и дрессированным сурком, который предсказывает судьбу, вытаскивая из ящика «билетики счастья». Именно ему посвящено стихотворение Гёте, положенное на музыку Бетховеном – «И мой сурок со мною».
Рисунок 4. Савояр с сурком, худ. Антуан Ватто. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Художнику удалось передать чувство одиночества, которое испытывает его герой. Его еще больше усиливает пустынность пейзажа.
Новаторство живописной манеры автора выражается в богатстве цветовых нюансов и в передаче наполненного светом и воздухом пространства.
Традиции Ватто продолжил Франсуа Буше. Он в основном изображал сцены из мифов и обнаженные натуры. Также Буше писал пасторальные картины и портреты знатных дам.
В XVIII веке формируется романтическая школа. Представители этого направления разделяли идею о том, что достичь истинного счастья могут только простые люди, не связанные с наукой и искусством, потому что они живут в гармонии с природой. В этот период появляется большое количество картин, изображающих молодых крестьян, которые работают или отдыхают на природе, а также большое количество пейзажей.
В 60-е гг. XVIII века французское изобразительное искусство развивалось под влиянием идей Дени Дидро, который осуждал праздную жизнь аристократии и то, что это находило отражение в живописи.
Новые идеи в своих работах воплощали Жан Шарден и Жан Батист Грез, стремившиеся показать жизнь простых людей, противопоставляя ее бесцельному существованию в светских салонах.
Театр
В XVIII веке ведущую роль в театральной жизни Франции играл «КомедиФрансез» (Театр французской комедии), основанный в 1680 году.
В нем играли лучшие актеры того времени. В 1794 году «КомедиФрансез» был закрыт якобинцами. Театр возобновил свою работу лишь через пять лет. На сцене этого театра и сегодня можно увидеть постановки произведений различных драматургов.
В мае 1716 года по инициативе Филиппа Орлеанского был открыт «КомедиИтальенн». Приглашенные из Италии актеры постепенно перешли на французский язык.
Здесь ставили комедии с песнями и танцами, пародии, феерии и трагикомедии. К 1780 году «КомедиИтальенн» представлял собой типичный французский театр, в котором часто находили место драматурги, отвергнутые труппой «КомедиФрансез».