Феофан Исповедник – византийский летописец, монах Сигрианского монастыря, почитаемый православной церковью как преподобный.
Краткая биография Феофана
Феофан родился около 760 года в семье знатного и богатого византийского чиновника. Как и его отец, Феофан выбрал карьеру государственного служащего и довольно быстро поднялся по служебной лестнице: при Льве IV (775-780), несмотря на юный возраст он стал стратором, а вскоре после этого получил титул спафария. Вскоре Феофан женился на дочери византийского патрикия Льва Мегало, но брак просуществовал не долго, пара разошлась вскоре после смерти Льва IV. Феофан решил посвятить себя монашеской жизни.
Феофаном были основаны несколько монастырей; настоятелем монастыря в Сигриене стал сам Феофан. В монастыре Феофан отличался подвижничеством, он усердно переписывал книги богословского содержания. Согласно Житиям, Феофан участвовал в VII Вселенском Соборе в Никее, созванном в 787 г.
Феофана не отличали радикальные религиозные взгляды, в отличие от студитов, он спокойно отнесся к расторжению брака Константина VI (780-797 гг.), которое вызвало бурные споры в церковной среде. При этом известна его ненависть к императору Никифору I (802-811 гг.), который славился своей исключительной набожностью и ортодоксальностью взглядов.
С возрождением иконоборчества в 815 году при Льве V (813-820 гг.) наступил поворотный момент в жизни Феофана: иконопочитание привело его к тюремному заключению в 815 году. В 818 году его изгнали на остров Самофракия, где он впоследствии умер. Греческая церковь причислила Феофана к лику святых.
Цели написания «Хронографии» и использованные источники
«Хронография» была написана Феофаном в качестве продолжения оставшейся незаконченной летописи его друга Георгия Синкела. При этом продолжить работу попроси сам Синкел. И хотя Феофан отмечает случайность своего обращения к истории, он создал один из самых значительных памятников византийской историографии.
История Феофана начинается с того времени, до которого в своей работе дошел Георгий Синкел – с 284 года, периода правления Диоклетиана, и заканчивается в 813 году, когда на престол вступил Лев V.
Вопрос об источниках, используемых Феофаном, сложен: летописец, хотя и заявлял, что изучал труды многих историков и летописцев, редко упоминал их имена. Для описания первого периода (до середины V в.) источниками в основном служили рассказы:
- Сократа,
- Феодорита,
- Созомена,
- Малала,
Источниками, освещавшими историю до воцарения императора Ираклия в 610 году, были труды:
- Прокопия,
- Агафия,
- Иоанна Эпифанейского,
- Феофилакта Симокатта,
- Георгия Писиды.
«Хронография» Феофана имеет большое значение как источник для изучения истории VII-VIII веков – периода перестройки византийского государственного аппарата, ожесточенной борьбы империи с арабами, возникновения Первого Болгарского царства, первого периода иконоборчества.
Текстовые совпадения «Хронографии» Феофана и «Бревиария» Патриарха Никифора (806-815 гг.) указывают на то, что эти два историка использовали одни и те же источники. Одним из таких источников считается так называемый Большой хронограф, созданный в конце VIII века, фрагменты которого сохранились до наших дней, другим – Хроника Траяна Патрикия, заканчивающаяся 713 годом. История последних лет VIII и начала IХ века основывалась на сообщениях городской хроники Константинополя.
Историческая ценность «Хронографии» Феофана
Хронологическая система, созданная Феофаном, – исключительное явление во всей средневековой историографии. Работа разделена на хронологические сегменты (по годам), каждому из которых предшествует хронологическая таблица, отмечающая датами от сотворения мира и от рождения Христа годы правления не только византийских императоров, но также и персидских и арабских правителей, папы и патриархов. Несмотря на некоторые ошибки (характерно, что сообщения Феофана арабской истории, как правило, правильны и достоверны, а Запада, наоборот, редки и часто ошибочны) и недостатки хронологическое значение труда Феофана трудно переоценить. Работа основана на Александрийской эре, то есть ведет отсчет от сотворения мира до Рождества Христова в 5492 году. Помимо отсчета по годам, подсчет ведется также по индиктам, но первый не всегда совпадает с последним: в промежутке от 6102 (609/610) до 6265 (772/773), исключая 6207 (714/715) – 6218 (725/726), отсчет по годам отстает счета по индиктам. Было установлено, что в рассказе по годам произошла ошибка: в 6098 году Феофан поместил рассказ о событиях 605/6, 606/7. Ситуацию исправляет то, что события 712 и 713 гг. растянулись на три года. Та же ошибка возникает в 6218 (события 725/26 и 726/27 объединены) и исправляется разделением описания событий 774 и 775 гг. на три фрагмента. Таким образом, используя хронологию Феофана, нужно добавить год к его счету лет между 6099 (606/607) и 6204 (711/712), а также 6219 (726/727) и 6266 (773/774) годами.
«Хронография» Феофана была очень популярна среди современников и потомков историка. В IХ веке папским библиотекарем Анастасием «Хронографию» была переведена на латынь. Причем перевод дошел до нас в рукописях старше оригинала, поэтому значение перевода очень велико. Для византийских писателей «Хронография» послужила источником и отправной точкой. Зонара видел в творчестве Феофана главный источник истории VII - начала IX века. Позже историки стали описывать события, произошедшие после смерти Феофана, что свидетельствует об их благоговении перед «Хронографией». Скилица (XI век) начиная свой «Исторический обзор» в 811 году, ссылался на то, что предыдущий период исчерпывающе описан Георгием Синкелем и Феофаном. По инициативе императора Константина VII (913-959 гг.), который также широко использовал «Хронографию» в своих трудах, после 813 года были составлены анонимная хроника, приписываемая Генесию, и сборник, известный как труд преемника Феофана.