Средиземноморье — это исторический регион в бассейне Средиземного моря, в рамках которого осуществлялись тесное взаимодействие, торговля и обмен культурными достижениями древнейших цивилизаций. После завоевания Средиземноморья Римской империей, оно стало наиболее развитым регионом Древнего мира.
Европа это более чем просто географическое понятие – она является определенной целостностью, сформированной греческой рациональностью, римским правом и христианской традицией.
Греческое наследие
Первым элементом будущей европейской цивилизацией стало греческое наследие. На Балканском полуострове зародилась философская мысль. Древние греки воспринимали реальность так, будто речь шла о тексте, который необходимо расшифровать, и он считывал реальность критически, не доверяя первым впечатлениям. Так зародились рациональность и научная мысль, которые с Платоном и Аристотелем достигли вершины и ее плодами мы до сих пор пользуемся. Также в Греции появился критический анализ норм человеческого поведения и политики. Когда мы говорим о справедливости или мудрости, естественном праве и законах, мы перефразируем то, что в свое время открыли древние греки.
Римское наследие
Греческий философский образ мысли свой отпечаток наложил и на римлян. Однако они в него внесли новый элемент – идею об империи, внутри границ которой царит покоящийся на справедливом законе мир. Если Греция стоит у истоков рациональной мысли, то Рим миру дал право, идею, что отношения людей должны определяться нормами, дающими каждому то, что ему причитается, а также идею, что эти права должны быть предписаны только законной властью. Рим подарил средиземноморской цивилизации концепцию империи, имеющей юридическую структуру и концепцию организации международного мира.
Христианская традиция
Третьим элементом средиземноморской цивилизации стало христианство. Именно благодаря ему до нас дошло наследие Греции и Рима. Без него они для нас были бы такими же чужими, какими сегодня являются цивилизации Древнего Египта или Вавилона.
Христианство обогатило цивилизацию рядом элементов, важность и значение которых трудно переоценить:
- Монотеизм;
- Понятие о человеческой личности;
- Новая концепция государственной власти.
Распространенный христианством монотеизм привел к десакрализации, к отказу от концепции божественной сущности природы, к тому, что вместе с греческой рациональностью породило техническую цивилизацию. Несмотря на рациональное мышление, греки и римляне были суеверны. Уровень их научной мысли позволял господствовать над природой, они так и не вышли за определенные рамки, ибо в роще, горах или реке подозревали присутствие божеств. В христианской перспективе мир, являясь творением Бога, открывается исследованию и господству человека. Это секуляризированное видение позволило европейскому человеку реализовать научный подход. Прогресс науки и техники происходит из подобного восприятия действительности, и зародилось оно именно в Европе.
Христианство сделало возможным этот шаг к познанию мира.
Часто звучит противоположное утверждение, что человек двигался вперед по мере освобождения от христианства. На определенном этапе развития науки это было так. Но эта наука, преподносимая как победа над религиозной мыслью, свои истоки имела в христианстве. Христианская идея сделала так, что человек перестал являться узником природы. Христианство принесло освобождение по отношению к миру и дало смелость померяться с ним силами. Из этих внутренних сил, освобожденных христианством, взяло начало современная наука.
То же самое можно сказать о европейской культуре. В течение столетий развивалось во всем великолепии христианское направление, форма культуры, наполнившая континент бесчисленными шедеврами и памятниками.
Другим вкладом христианства в цивилизацию стала концепция личности. Только христианство с идеей о идеей о Господе, принимающем на себя заботу о человеке, могло породить концепцию личности. Фундаментальный принцип библейской антропологии: человек создан по образу и подобию Божьему. Каждый человек является видимым образом Господа. Над человеческим ликом – божественный ореол. Потому священен каждый человек, который является носителем абсолютной ценности, и никогда не должен являться простым орудием в чьих-то руках. Каждый человек по сути уникален, неповторим, наделен неотъемлемым и абсолютным достоинством. Каждый человек выполняет свою миссию, оставляет след во время пребывания на земле.
Из такого восприятия человека происходит идея о правах человека. Но при этом христианство ясно и в утверждении относительно долга человека. Идеал человека чрезвычайно требователен.
Третий важный элемент христианства в европейской цивилизации относится к отношениям между государством и гражданским обществом. Христианин не связан с политическими системами. Он осознает, что реальность будущего – царство Божье, и что его не возможно воплотить в каком-либо политическом режиме. Христианин — это лояльный к государству, но при этом критически мыслящий гражданин, дающий «Кесарю кесарево».
Таким образом, роль христианства в европейской цивилизации прежде всего состоит в том, что христианство впитало ценности Древних Греции и Рима и передало их европейским народам. Через веру в единого Бога и десакрализацию окружающего мира христианство открыло дверь научному исследованию и познанию мира и заложило фундамент прогресса. Через концепцию свободной и ответственной человеческой личности, оно дало основы доктрины прав человека. Через разделение между духовной и светской властями христианство сделало возможным развитие индивидуальной свободы и гражданского общества.
Также христианство способствовало развитию национальных культур там, где оставалось верным фундаментальным принципам. Христианство сначала эллинизировалось, после латинизировалось, затем подвергалось германскому и даже славянскому влияниям; оно осуществило синтез лучших традиций этих народов.