Древний Китай – это период формирования первых протогосударственных образований на территории Китая в период бронзового и раннего железного века.
Государство Шан-Инь (XVII—XI века до н. э.)
Государство Шан-Инь, возникшее в конце XVII века до н.э. в среднем течении Хуанхэ, было первым на территории Китая государственным образованием периода бронзового века, существование которого подкрепляется археологическими, нарративными и эпиграфическими источниками. В эпоху Шан (1600-1027 года до н.э.) технология изготовления бронзы в Китае появилась в готовом виде.
Появление колесниц и бронзовой металлургии послужило основанием для гипотезы индоевропейского происхождения династии. Однако большинство работ говорят только о перенятии у соседей технологий и об автохтонности культуры династии Шан-Инь.
В результате войн к XI веку до н. э. влияние Шан-Инь распространилось на территории провинций Шаньси и Хэнань, и части территорий провинций Хэбэй и Шэньси.
С военной точки зрения иньцы превосходили окружавшие их народы: у них было профессиональное войско, бронзовое оружие, копья, луки и боевые колесницы. Иньцами практиковались человеческие жертвоприношения — в жертву обычно приносились пленные.
В XI веке до н э. Шан было покорено коалицией во главе с ранним государственным образованием Чжоу.
Государство Чжоу (XI—III века до н. э.)
Территория Чжоу охватывала почти весь бассейн Хуанхэ, но затем распалась на соперничающие между собой самостоятельные государственные образования — изначально наследственные уделы на территориях, заселённых разными племенами и расположенных на удалении от двух столиц — Чэнчжоу (восточной) и Цзунчжоу (западной). Эти уделы давались во владение родственникам и приближённым правителя. В междоусобной борьбе число уделов сокращалось, а сами уделы становились все более самостоятельными.
Население было разнородным, причём самую крупную и развитую его часть составляли иньцы.
Для царства Чжоу характерно освоение земель, расселение и смешивание выходцев из разных районов, уделов, что способствовало формированию фундамента будущей китайской нации.
Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя в 770 году до н. э. из первоначальной столицы Цзунчжоу в Чэнчжоу по причине угрозы со стороны варваров. Земли вокруг старой столицы отдали одному из союзников правителя, который создал удел Цинь, впоследствии ставший центром единой империи Китая.
Эпоха Восточное Чжоу разделяется на два этапа:
- Чуньцю («Период Весны и Осени» VIII—V века до н. э.);
- Чжаньго («Период Сражающихся царств», V—III века до н. э.).
В эпоху Восточного Чжоу власть центрального правителя постепенно слабела, а ведущую роль играли уделы, возглавляемые удельными князьями, превращавшиеся в большие царства. Большинство из них именовали себя «срединными государствами», ведущими происхождение от ранних уделов Чжоу.
В период Восточного Чжоу сформировались главные философские школы Древнего Китая:
- конфуцианство (VI—V века до н. э.);
- моизм (V век до н. э.);
- даосизм (IV век до н. э.);
- легизм.
В V—III веках до н. э. Китай вступил в железный век. Расширялись сельскохозяйственные площади, увеличивались ирригационные системы, развивались ремёсла, революционные изменения происходили в военном деле.
В период Чжаньго сосуществовали семь царств: Чжао, Вэй, Хань, Ци, Цинь, Янь и Чу. Постепенно верх стало одерживать Цинь. Присоединив соседние царства, в 221 году до н. э. правитель Цинь — Ши Хуан Ди — объединил Китай.
Период Восточного Чжоу завершился в середине III века до н. э.
Империя Цинь (221—206 до н. э.)
Объединив китайские царства, Цинь Шихуан конфисковал у населения всё оружие, переселил тысячи семей наследственной знати в новую столицу и разделил страну на 36 областей, которые возглавили губернаторы.
При нем были соединены оборонительные стены северных царств и построена Великая китайская стена. Из столицы к окраинам империи было сооружено несколько дорог. В результате успешных войн хунну на севере были оттеснены в степи за Великую стену. На юге были присоединены территории племён юэ — северная часть Вьетнама.
Строительство Великой китайской стены, растянувшейся на 6700 км, началось в III веке до н. э. для защиты северного Китая от кочевников.
Цинь Шихуанди, строивший реформы на основах легизма с дисциплиной и наказаниями провинившихся, преследовал последователей конфуцианства, предавая их казни и сжигая сочинения — потому что они посмели выступить против установившегося жесточайшего гнёта.
Империя Цинь прекратила существовать вскоре после смерти Цинь Шихуанди.
Империя Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.)
Империю Хань основал выходец из чиновничества Лю Бан, один из военачальников царства Чу, после смерти Цинь Шихуана воевавшего против Цинь.
Китай переживал социальный и экономический кризис, вызванный потерей управления и войнами циньских армий с элитами раннее уничтоженных царств, пытавшихся восстановить государственность. Из-за войн и переселений в аграрных районах значительно уменьшилась численность сельского населения.
Важная особенность смены династий состояла в том, что новые династии приходили на смену предыдущей в обстановке кризиса, войн и ослабления центральной власти. Основателем династии становился тот, кто смог захватить столицу и отстранить от власти правившего императора.
С правления Лю Бана (206—195 до н. э.) начался новый период истории Китая, названный Западная Хань.
При императоре У-ди (140—87 до н. э.) на вооружение была взята новая философия — восстановленное конфуцианство, ставшая господствующей идеологией вместо легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечными практиками. Именно с этого времени начинается китайская конфуцианская империя.
Территория империи Хань значительно расширялась.
Путешественник Чжан Цянь проник далеко на запад и описал страны Средней Азии (Бактрия, Согдиана, Парфия и др.). Вдоль его маршрута пролег торговый путь в страны Средней Азии и на Ближний Восток — «Великий шёлковый путь». Империя сумела на некоторое время подчинить себе протогосударства, лежащие вдоль Шёлкового пути и распространить влияние до Памира. В I веке н. э. в Китай началось проникновение буддизма.
В 8 году н. э. власть захватил Ван Ман, провозгласивший себя императором и основателем нового государства Синь. Начался ряд преобразований, прерванный экологической катастрофой — изменением русла реки Хуанхэ. После трехлетнего голода центральная власть ослабела. В этих условиях началось восстание краснобровых и сформировалось движение представителей Лю за возвращение трона. В результате власть вернул род Лю. Новый период (Восточная Хань) продлился до 220 года н. э.