Сущность борьбы за инвеституру
В древности германское общество сформировало ритуал перехода земли или другой недвижимости новому собственнику. Он символизировался передачей незначительного предмета из рук старого владельца новому. Это мог быть комок земли или стебелёк травы. К X веку из него выросла традиции при признании вассальной зависимости получать из рук сеньора какого-либо символической вещи (перчатки, кинжала или чего-то иного). Этот обычай получил название инвеституры.
Германский император передавал вассальным князьям знамя. Так он признавал передачу части прав на землю и доходов с неё. Новый епископ должен был получить кольцо и посох из рук короля или его представителя. После этого предметы освящались и повторно вручались при проведении церковного обряда посвящения.
Конфликт пап и германских императоров
Разлад в отношениях между императорами и папами случился в X-XI веках. Официальная причина – спор об инвеституре епископов. Папы под влиянием клюнийского движения требовали отменить власть монарха над церковью. Объяснилось это тем, что избрание духовных лиц – дело, относящееся к внутренним вопросам церкви. Вмешательство императора расценивалось как симония.
Симония – акт покупки или продажи духовного сана или церковной должности. Недопустима как продажа Святого Духа.
Но германские императоры, соединявшие титул короля и священнослужителя, не хотели терять власть над церковью. Монархи и их правоведы выдвинули вопрос о земельных владениях церкви, полученных от светских правителей. Перед папами ставился непростой выбор: лишиться земельных владений или нести обязательства перед империей за их использование.
Реальная сущность разногласий из-за инвеституры состояла в том, кто встанет во главе всего христианского мира – папа римский или император. Под властью римской церкви в то время находились все Германские княжества, большая часть Италии и Бургундское королевство.
Конфликт Генриха IV и Григория VII
После избрания папой в 1073 году Григория VII отношения в германским императором складывались ровно. Собираясь в 1074 году крестовый поход, папа предполагал оставить вместо себя императора управлять церковью. Конфликт разгорелся на следующий год. Осенью Генрих IV назначил трёх итальянских епископов. Григорий VII потребовал монарха отменить своё решение и в будущем не принимать назначений без согласия преемника апостола Петра. Король не согласился с претензиями папы и приказал епископам не подчиняться римскому ставленнику. В ответ папа Григория VII отлучил в 1076 году императора от церкви и освободил подданных от данной клятвы верности.
Отлучение короля было небывалым до селе делом. От подчинения Генриху отказались большинство князей. В поступке папы они увидели возможность получить независимость. Генриху IV пришлось пойти на покаяние к Григорию VII и вымолить прощение в Каноссе.
В 1106 году Генрих IV был свергнут с престола своим сыном Генрихом V (правил до 1125 года). Но новому императору не удалось подчинить папу или примириться с ним. Успех противостояния зависел от позиций светских и духовных князей Германии. В зависимости от того, кому они оказывали поддержку, тот и оказывался победителем – папа римский или германский император.
Даже самые громкие успехи в войне с папой не принесли желаемого результата. В 1084 году Генрих IV смог захватить Рим и получил императорскую корону из рук поставленного им папы. В 110 году Генрих V с тридцатитысячным войском вторгся в Италию и захватил папу в плен. Но римская церковь осталась неподчинённой светскому правителю. Римская церковь также не смогла удовлетворить свои аппетиты на усиление собственной власти.
С противостоянием, вошедшим в историю как «борьба за инвеституру», связано развитие политико-правовых идей. Каждая сторона (папы или императора) обосновывала защиту позиций с точки зрения права и развития государственности и отрицала аргументы противников. Многие учёные выдвигали такие суждения, которые перечёркивали традиционно принятые нормы.