Французский гражданский кодекс – это свод единообразных законов, которые действуют на территории Франции.
Принятие Кодекса Наполеона
Гражданский кодекс был принят поэтапным голосованием за утверждение 36 отдельных законов. Принятие происходило в соответствии с Конституцией 1799 года следующим образом: Государственный совет обсуждал и утверждал очередной законопроект, затем консулы передавали его на рассмотрение Трибуната, который состоял из 100 депутатов. После обсуждения Трибунат высказывал своё мнение по поводу законопроекта (принимал или отклонял), и направлял его в Законодательный корпус из 300 депутатов. Законодательный корпус заслушивал доклад и без прений приступал к голосованию. До вступления в силу после принятия Законодательным корпусом законопроект должен был быть санкционирован Охранительным сенатом, который проверял закон на соответствие Конституции. Трибунат и Законодательный корпус не могли вносить в законопроект какие-либо изменения, они имели право только принять его или отклонить.
В начале рассмотрения в законодательных органах проект Кодекса столкнулся с оппозицией. Трибунат на первых заседаниях сразу высказал ряд замечаний, которые касались Вводного титула, регламентировавшего процедуру обнародования, порядок действия и применения законов. После выражения Трибунатом отрицательного мнения Законодательный корпус в декабре 1801 года высказался также и отклонил проекты некоторых титулов Кодекса. Критике депутатов подверглись положения, позволявшие матери внебрачного ребёнка указывать данные о его отце в акте о рождении; противники утверждали, что такое правило является опасным и аморальным.
Реакция со стороны Наполеона незамедлительно последовала. 3 января 1802 года проект был отозван из Законодательного корпуса. Постановлением Сената от 18 марта 1802 года был утверждён перечень членов Законодательного корпуса и Трибуната, не подлежавших переизбранию. После выборов в Законодательный корпус Наполеон занялся реорганизацией Трибуната. 4 августа 1802 года Сенат принял органический сенатус-консульт Конституции (Конституция X года). Число членов Трибуната сократилось до 50, Сенат приобрел право распускать Трибунат и Законодательный корпус, а также назначать в них президентов и членов президиумов. Первый консул также получил право представлять кандидатов для избрания в сенат.
После реформы в составе законодательных органов не осталось представителей оппозиции, и процесс принятия Кодекса больше не встречал препятствий. 9 сентября 1802 года Законодательный корпус вновь начал обсуждение проекта. Первый из 36 титулов был принят 5 марта 1803 года, а последний 20 марта 1804 года.
6 марта 1804 года, после принятия большей части законопроектов, Наполеон дал поручение законодательному департаменту Государственного совета систематизировать их, расположив в порядке титулов Кодекса, и осуществить сплошную нумерацию статей. Через два дня Биго до Преамене предложил к обсуждению Государственного совета проект Закона об объединении гражданских законов в свод законов, называемый Гражданским кодексом французов. Статья 1 Закона перечисляла принятые 36 законов, объединенных в Гражданский кодекс. Статья 4 разделила Кодекс на Вводный титул и три раздела, с указанием титулов, входящих в каждую книгу. Статья 5 установила для всех статей Кодекса единую нумерацию. Седьмая статья признала утратившими силу римские законы, общие и местные кутюмы, королевские ордонансы, статуты и регламенты, действовавшие во Франции.
После недолгого обсуждения в Государственном совете проект Закона об объединении был утвержден. Вскоре проект был принят Трибунатом и затем утверждён Законодательным корпусом.
31 марта 1804 года Наполеон и государственный секретарь Юг-Бернар Маре подписали Закон, а затем его удостоверил и скрепил государственной печатью министр юстиции Клод Ренье.
Общая характеристика Кодекса Наполеона
Кодекс Наполеона в первоначальной редакции насчитывал 2281 статью. В его составе были книги:
- вводный титул;
- «О лицах»;
- «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности»;
- «О различных способах, которыми приобретается собственность».
Такая структура была основана на схеме построения институций римского права — лица, вещи, обязательства и наследования. В будущем она получила название институционная система. Включенные в XXI веке две книги «Об обеспечениях» и «Положения, применяющиеся в Майотте» касались специализированных вопросов и не изменили классическую трёхкнижную структуру.
Инициированная Наполеоном кодификация была призвана удовлетворить новые потребности набравшего сил третьего сословия. Кодекс оставил в прошлом сословные различия и привилегии и выработал новую философию собственности, определявшуюся как право «наиболее абсолютным образом» пользоваться и распоряжаться вещами. В итоге граждане получили равные права на приобретение прав собственности и распоряжение ими любыми законными путями. Все получили возможность пользоваться принципом свободы договора между частными лицами. Благодаря правилам, составлявшим основу Кодекса, раздробленный правовым хаосом народ стал единой нацией.
Кодекс отличался стройностью изложения, сжатостью юридических определений и формулировок, чёткостью трактовки понятий и институтов права, а также достаточной нормативной полнотой для регулирования экономических отношений эпохи промышленной революции. Исследователи называют язык Кодекса образцовым и приводят его дефиниции среди причин популярности закона во Франции и рецепции разными странами мира. Искусство авторов закона было неоднократно предметом восторга как учёных, так и деятелей культуры.
Наполеон считал Кодекс своим главным достижением.
Критика Кодекса
Но Кодекс имел и определенные недостатки. Например, элегантность формулировок зачастую сказывается отрицательно на точности содержания норм. Профессор Бернхард Виндшейд, разработчик Германского гражданского уложения, пренебрежительно отзывался о Кодексе:
«…его хвалёная точность часто имеет лишь внешний характер и не отражает внутреннюю суть, вытекающую из кристальной ясности мысли…»
Л. А. Кассо обратил внимание на редакционные промахи в тексте Кодекса, включая противоречия, а также лишние нормы при наличии пробелов в правовом регулировании. Профессор Сорбонны Леон Жюллио де ла Морандьер и советский учёный И. С. Перетерский выдвигали в адрес Кодекса следующие упрёки:
- непомерная власть в семье мужа и принижение роли матери и замужней женщины;
- стеснение внебрачных детей в правах;
- превращение свободы договора в догмат и этим допущение развития в отношениях «безудержной конкуренции», приводящей к нарушению прав слабых участников экономического оборота;
- всевластие частной собственности в урон общественным интересам;
- игнорирование связанных с трудовыми отношениями вопросов;
- игнорирование коллективных интересов.
Законодатель впоследствии внёс в текст Кодекса существенные изменения, адаптировав нго к социальной реальности. Со временем ограничивалась отцовская власть, право замужних женщин заниматься предпринимательской деятельностью узаконивалось, признавались права внебрачных детей на денежное содержание и на установление отцовства.