Колонизация Африки – это процесс европейской колонизации африканского континента.
Английская система управления колониями
Для укрепления политического господства в африканских колониях южнее Сахары министерство колоний Англии выбрало метод непрямого или косвенного управления. Укрепление колониального режима было связано с опорой на верхушку африканских обществ.
Управление колониями реализовывалось через систему сложившихся или заново созданных традиционных институтов местной власти, которые были включены в общую административную схему.
Наиболее подходящей базой для косвенного управления стали эмираты Северной Нигерии. Захватив их и область халифата Сокото, британцы сумели сохранить традиционные системы управления, модифицировав и приспособив их под нужды колониальной власти. Подобный вариант непрямого управления, апробированный на территории Северной Нигерии, затем распространился на прочие английские колонии.
Однако были случаи, когда британским колониальным властям приходилось отходить от принципа косвенного управления. Это происходило там, где население проявляло непокорность колониальной администрации. В 1880-х годах система неприкрытого диктата, широко применявшаяся Францией, была введена в Лагосе, Гамбии, Сьерра- Леоне. Традиционных правителей сместили, а на их место поставили прямых ставленников колонизаторов. Однако позже, со стабилизацией обстановки в колониях, англичане восстановили «туземных» правителей в правах.
В английских колониях верховная власть была сосредоточена в руках представлявших английскую корону губернаторов. Основная административная работа осуществлялась учрежденными при них центральными секретариатами, за которыми закрепился контроль над железнодорожным строительством, финансами, телеграфной службой, вооруженными силами, а также геологоразведочными работами.
Помимо центрального аппарата управления колониями существовали «туземные» структуры, которые возглавляли традиционные правители. B их круг обязанностей входило поддержание порядка, сбор налогов, донесения о происшествиях, вербовка рабочей силы, выполнение поручений колониальных чиновников и другое. Туземный правитель получали от колониальной администрации жалование, размер которого напрямую зависел от численности племени, от суммы налогов, от поставок рабочей силы на различные виды работ и т. п. За усердие он мог получать дополнительные комиссионные вознаграждения.
Как правило, вождя выбирали в соответствии с традициями, но его обязательно утверждала и вводила в должность колониальная администрация. При неудовлетворенности кандидатурой администрация не считалась с традициями племени, новых вождей назначали, исходя из готовности кандидатов служить колониальной власти. Так вся действительная власть попала в руки колонизаторов. Система косвенного управления прикрывала политическое и экономическое господство видимостью сохранения местного самоуправления. В то же время она освобождала колонизаторов от нужды создавать новый административный аппарат, который требовал больших расходов.
Французская система колониального управления
На рубеже XIX и XX веков колонии Франции были объединены в два генерал-губернаторства:
- Французская Западная Африка возникла в 1895 году;
- Французская Экваториальная Африка в 1910 году.
Колониальное население было разделено на две группы. Малочисленную группу составляли жители «полноправных коммун», представленные населением сенегальских городов:
- Сен-Луи;
- Дакар;
- Рюфиска;
- Горэ.
Африканцы этих городов считались французскими гражданами. B начале XX века чернокожих французских граждан было около 25 тысяч человек. Они были объединены в муниципалитеты и имели Генеральный совет Сенегала
Генеральный совет Сенегала — это выборный орган, который вотировал бюджет колонии.
Подавляющую часть населения французских колоний, оставшуюся в бесправном положении, составляли «подданные французской империи».
Франция пошла по пути разрушения сложившихся традиционно институтов власти. Администрация смещала правителей в африканских обществах и назначала собственных ставленников, перекраивала административную карту племенного расселения, вмешивалась во внутреннюю жизнь. Официальным языком был объявлен французский язык.
Назначаемые на низшие административные должности «вожди» в деревнях, кантонах и провинциях были по существу чиновниками в системе колониальной администрации, не связанными с народом и находившимися в полной зависимости от французских властей. Они были поделены на несколько классов с различиями в правах и жалованье. Эти принципы организации управления французскими колониями сложились в систему прямого управления.
Однако к началу XX века во французской колониальной политике произошел поворот в сторону косвенной системы управления. Ряд колониальных чиновников высокого ранга и в первую очередь генерал-губернаторы ФЗА и ФЭА признали ошибочность полного разрушения местной организации вместо ее улучшения и поставки на службу администрации. Предпринимались попытки восстановления самоуправления в городах, воссоздания «туземных коммун».
Практическое внедрение систем управления
Обе внедряемые системы имели в колониях разные комбинации. Германские, португальские, бельгийские и итальянские колонизаторы сочетали в своих колониях элементы прямой и косвенной систем. Наглядным примером является Германия. B официальных кругах немецкая система считалась системой прямого управления. В то же время в Руанде, Бурунди, Карагве и ряде территорий немцы сохранили правителей, оставив им ряд властных прерогатив. Контроль над ними возлагался на немецких резидентов. B Танганьике основной уклон делался в сторону прямого управления: во главе 22 округов колонии стояли чиновники колониальной администрации, которым подчинялись левали, акиды и прочие местные власти.
B первые годы установления колониального режима управление территориями сосредотачивалось в руках военных властей. После укрепления собственного господства правительства держав передавали управление гражданской администрации.