Фатимидский халифат (909—1171) — это средневековое шиитское государство, которое в период расцвета включало территории Египта, Магриба, Тихаму, Хиджаза, Сирии и Палестины, побережье Красного моря, Йемен.
Начало династии
Наиболее известная ветвь шиитского течения — исмаилиты — появилась в VIII веке. Они полагали, что преемником пророка Мухаммеда должен был стать Али ибн Абу Талиб. От шиитов-двунадесятников они отличались признанием седьмым имамом Мухаммада — сына Исмаила ибн Джафара Садика.
Религиозная идеология халифата зародилась в движении исмаилитов, начатом в IX веке в Саламии восьмым имамом-исмаилитом Ахмадом аль-Вафи (766—828. Он заявил о собственном происхождении от Исмаила ибн Джафара, из-за чего его прозвали аль-Фатимий («Фатимид»). В VIII-X веках исмаилитские имамы оставались в «сокрытии».
Вместе с сыном, одиннадцатым имамом Абдуллахом аль-Махди Биллахом (873—934) пробрался в Сиджилмасу (Марокко), спасаясь от преследований в Аббасидском халифате, где верования исмаилитов считались еретическими и политической угрозой. Абдуллах и его сын исполнили пророчество о том, что Махди из Месопотамии придет в Сиджилмасу.
В начале X века на территории современного Туниса вспыхнуло восстание исмаилитов во главе с Абу Абдаллахом и Убайдуллахом. Их власть вскоре распространилась на весь Магриб (современные Алжир, Марокко, Тунис и Ливия), которым он правил из Махдии. Город аль-Мансурия служил столицей Фатимидскому халифату во время правления аль-Мансура Биллаха (946—953) и Аль-Муизз Лидиниллах (953— 975).
Фатимиды неоднократно предпринимали попытки захватить Египет — плодороднейшую и богатейшую область Аббасидского халифата. В 914 году фатимидские войска заняли Александрию, но вскоре были разбиты армией аббасидского военачальника Муниса.
Новая попытка была предпринята в 919 году. Однако Убейдаллаха и в этот раз ждала неудача. Его корабли были потоплены у Розетты, а сухопутная армия, занявшая Александрию, в конце 920 года вновь была вытеснена.
В 936 году неудачей закончился египетский поход сына Убейдаллаха — халифа аль-Каима.
В начале 948 года аль-Мансур перенёс столицу в город Мансурия, основанный к югу от Кайруана.
Завоевать Египет сумел правнук Убейдаллаха — аль-Муизз (954—975). Он начал деятельную подготовку к походу. В специальных лагерях тренировал армию. Был построен флот для перевозки продовольствия. В Египет отправились агенты и проповедники, установившие связь с египетскими шиитами.
В начале 969 года стотысячная армия во главе с Джаухаром вторглась в Египет. Одержав победу под Гизой, она заняла Фустат. Недалеко он построил новый город, названный аль-Мансурия. При аль-Муиззе Лидиниллахе Фатимиды захватили Ихшидидский вилайят, основав столицу аль-Кахиру. Каир был задуман как королевский корпус для халифа и армии — экономической и административной столицей Египта. В 972 году в Каир прибыл аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства. Затем Фатимиды продолжили завоевывать прилегающие территории, пока не стали править от Туниса до Сирии.
Фатимиды создали торговую сеть в Средиземном море и Индийском океане. Их дипломатические и торговые связи, простирающиеся до Китая, определили экономический курс средневековья. Внимание к сельскому хозяйству увеличило богатство династии и позволило египтянам процветать. Распространение торговли льном и использование товарных культур позволило импортировать предметы из других частей света.
Аль-Хаким
В 996—1021 годах халиф аль-Хаким провел реформы, которые в частности устранили на практике рабовладение. Хотя ислам в теории запрещал рабовладение для мусульман, оно было юридически возможно для евреев и христиан, а количество злоупотреблений для мусульман также было значительным.
Аль-Хаким воспретил многожёнство, отметив, что ислам предусматривает возможность иметь 4 жены как исключительную меру. Аль-Хаким официально уравнял господствовавшее шиитское, исмаилитское и суннитское правоприменения. Вёл войны в Сирии.
Решающую роль в идеологии, и проведении наиболее радикальных реформ аль-Хакима, и в уничтожении оппозиции сыграл Дарази. Родившийся в Бухаре, он имел тюркское происхождение. По профессиион был портным, но рано стал проповедником и агентом фатимидских спецслужб.
Оппонентами Дарази выступило консервативное руководство христианских церквей, «вписавшееся в фатимидский истеблишмент». Христиане и евреи составляли основу административного аппарата Фатимидов, которые были вынуждены в части администрации опираться на образованные христианские и еврейские круги, поддерживая при этом баланс сил между христианскими конфессиями: коптами, православными, несторианами, католиками. Однако ко времени правления аль-Хакима баланс был нарушен в пользу православных.
На первом этапе аль-Хаким поддерживал Дарази, нанося удар по традиционным христианским церквям и поддерживая оппозиционные христианские конфессии и еврейскую общину, играя на конфликтах между христианами. Однако в дальнейшем представители консервативных христианских элит взяли вверх, что привело к опале Дарази.
Реформы аль-Хакима вызвали раскол в среде приближенных. Радикально настроенные исмаилиты после начала более взвешенной политики покинули двор и укрылись в ливанских горах, где начали вести пропагандистскую деятельность. В 1021 году аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, вероятно, был убит приближенными. Его правление было полно смут и грозило опасностями существованию династии.
При последующих Фатимидах страна иногда подвергалась внутренним волнениям, но в основном процветала и обогащалась караванной и морской торговлей. В Сирии в это время шли войны с участниками крестовых походов, борьба с которыми выдвинула династию Айюбидов.
Падение династии
К 1060-м годам равновесие между этническими группами в войске Фатимидов рухнуло, поскольку Египет переживал период засухи. Сокращение ресурсов привело гражданской войне между тюрками и африканскими войсками. Тюркские войска захватили Каир и удерживали халифа, а берберские и суданские войска бродили по Египту.
В 1072 году, в попытке спасти Египет, халиф Маад аль-Мустансир Биллах отозвал губернатора Акры и Палестины Бадра аль-Джамали. Тот повел войска в Египет и сумел подавить восставшие армии. Хотя халифат был спасен от уничтожения, восстание опустошило Египет. Бадр аль-Джамали стал первым военным визирем, которые будут преобладать в политике поздних Фатимидов. Когда военные визири стали фактическими главами государства, роль халифа была низведена до роли номинального главы.
После распада политической системы Фатимидов в 1160-х годах Нур ад-Дин Занги приказал генералу Ширкуху захватить Египет. В 1169 году генерал умер, и власть получил его племянник Салах ад-Дин. Так началась история Айюбидского султаната Египта и Сирии.