Что такое фальсификация истории
Фальсификация истории – сознательное искажение исторического прошлого в угоду политическим, националистическим и коммерческим целям.
История всегда была не только наукой, но и частью политики, органом пропаганды.
Как наука история занимается поиском истины, выяснением обстоятельств давно минувших времен и проверкой их с помощью самых разных методов, используя данные астрономии, палеоботаники и химии.
Но исторические события зачастую становятся важным орудием в противоборстве государств друг с другом. К тому же важную роль в формировании национальной памяти о историческом прошлом играет школьное, вузовское образование, то, что пишут в СМИ и в сети Интернет.
Особенности же человеческой памяти, не позволяют помнить точно, что и как было раньше, память может постепенно искажаться, забываются фрагменты личной жизни. И не всякий человек сможет рассказать про правителей средневекового русского государства, а если и расскажет, то не факт, что эти знания будут достаточно полными и объективными.
В современной информационной эпохе порою сложно найти объективную информацию не только о нашем настоящем, но и о нашем прошлом.
Профессиональные историки, анализируя прошлое, используют десятки способов чтобы узнать и, что принципиально, проверить научные данные. Именно поэтому история утверждает, что пирамиды были построены древними египтянами, без привлечения пришельцев в качестве рабочей силы.
Это знание не постучалось в окно и не приснилось. А было почерпнуто из записей и отчетов Древнего Египта, археологических источников, подлинность которых можно проверить различными способами, начиная от анализа бумаги и особенностей языка, заканчивая сравнением с иными подобными источниками. Важную роль играет и экспериментальная археология, когда можно воспроизвести технологии древних, используя точные копии их инструментов.
Защита от фальсификаций
Но как же защитить научные знания и противодействовать потоку целенаправленных фальсификаций и подтасовок?
Государство должно проводить целенаправленную политику, которая поддерживала бы в большей мере развитие науки и образования. Ещё одним важным условием является поддержка действительно качественных научно-популярных и художественных фильмов, затрагивающих вопросы прошлого, как далекого, так и близкого.
К сожалению, тиражи научно-популярных изданий малы по сравнению с тиражами авторов (А. Фоменко), утверждающих, что история средних веков и античности подделана, что существовала некая империя Русь-Орда, Иисус жил в раннее средневековье и т. д. Также отметим, не всегда качественную работу писателей - публицистов. Так, например, Н. В. Стариков, делая из Великобритании и США вездесущего противника России, притягивает факты за уши или вовсе их не учитывает, делает из декабристов английских шпионов, а Ленина агентом германских спецслужб. Однако, расписывая козни геополитических противников, автор не замечает, что в итоге представляет свою страну этаким вечным неудачником, которого всё время бьют по носу.
Ещё одной возможностью со стороны государства снизить количество мифов об истории, особенно об истории Великой Отечественной войны является съёмка качественных художественных и достоверных фильмов. Но к сожалению, в основном, снимаются фильмы, где события не просто искажаются исходя из кинематографических задач, а создаются образы, из которых следует, что Великую Отечественную выиграли уголовники – штрафники (сериал "Штрафбат"), а генералы лишь пьют и орут в штабах и спьяну отправляют гражданских с черенками от лопат против немцев ("Утомленное солнце – 3. Цитадель"), комиссары же и заградотряды стреляют в спины наступающих и так далее. В фильме "Т-34" показывается, что из немецкого лагеря смерти можно несколько раз сбежать, быть пойманным, а потом сбежать на танке и даже пожать руку «рыцарю»-эсэсовцу.
В зарубежном кинематографе ситуация также не лучше. Вспомним здесь не так давно вышедший сериал "Наши матери, наши отцы", где советские солдаты, врываясь в немецкий госпиталь, убивают раненых и тут же начинают насильничать медсестер. В фильме "Враг у ворот" безумные советские комиссары стреляют в спину солдат при переправе через Волгу и обороне Сталинграда.
Падение советской идеологии привело к заполнению образовавшейся пустоты новыми постсоветскими мифами. Если в советское время Ленина чуть ли не боготворили, то в постсоветское из него начали делать некий символа зла, впрочем, как и Сталина. В тоже время дореволюционное время стало рассматриваться потомками зачастую бывших крепостных крестьян, как некая счастливая и богатая эпоха, в которую все пили шампанское и хрустели французскими булками. Появились неоязыческие и откровенно националистические и неонацистские публикации, причем на пространстве всего бывшего Советского Союза.
Как отличить нормальную книгу от лженаучной
Чтобы отличить добросовестную публикацию от пустышки надо обращать внимание на:
- Заголовок. Он не должен содержать громких названий вроде «Древний город под землёй или что скрывают ученые»?. Не должно быть эмоциональной составляющей, направленной на национальные, гражданские, или религиозные чувства читателя.
- Аннотация книги. Если в ней говорится, что автор открыл тайну веков, которую стерегли и скрывали ученые, спецслужбы и государство, то такую книгу лучше положить обратно гна м магазинную полку.
- Введение. В чисто научном издании в качестве введения выступают разделы, посвященные анализу использованных источников, документов в работе и использованных научных работ. Это показывает уровень знаний автора и его осведомленности в конкретном вопросе. Следует насторожиться если автор начинает петь себе хвалу и осыпать заочно своих оппонентов чуть ли не во вселенском заговоре и работе на гуманоидов с Сириуса…
- Содержание. В книге должно четко рассказываться с примерами и указаниями на источники та или иная информация. Автор не должен перескакивать с древней Руси к современности, потом обращаться к воспоминания своего детства, а потом заявлять, что русский язык является древнейшим языком на планете. Хотя такой оригинал, как Чудинов, умеет читать по-русски даже на …Солнце…
- Концепция и методология. Это достаточно скучные вещи, но они крайне необходимы при написании научной или научно-популярной книги. Их можно сравнить с фундаментом, который держит над собой здание. Если в фундаменте допущена ошибка, то и стены, в данном случае текст, будет кривым, косым и вскоре может рухнуть. Впрочем, излишнее доверие к печатному слову и недоверие к обнищавшей науке не помешало появиться и здравствовать идеям о поддельной античности и средневековье. Также следует обратить внимание, если автор противоречит себе. Так, известный писатель Борис Акунин в своей "Истории государства Российского" пишет о том, что он не выстраивает никакой концепции в книге. Но при этом разделы в его работе называется «Часть Азии». А такое название раздела уже говорит о том, что автор пытается утвердить какую-то свою концепцию. Но у историка в работе, не может не быть никакой идеи, концепции. Без концепции любая книга по истории стала бы обычной хронологической таблицей. То есть автор, или не понимает, что пишет, или сознательно вводит читателя в заблуждение.
- Заключение. В заключении сводятся все выводы по главам и дается общая оценка рассмотренного материала. Отметим, что в российской науке сложилась традиция говорить о себе во втором лице «мы рассмотрели». Поэтому если отечественный автор начинает безудержно себя восхвалять и ругать неких внутренних и внешних врагов, не обосновывает свои выводы ссылками на источники и документы, то следует отнестись со скепсисом и к идеям, изложенным в книге и потратить время и деньги на что-то более полезное.