Распад Шумеро-Аккадского царства
После вторжения амореев на территорию Шумера, династия Иссина, начавшаяся с Ишби-Эрры, стала продолжателем традиций Урской империи: цари обожествлялись, и сохранялось название страны «Шумер-и-Аккад». Большинство рядовых жителей государства стали мелкими собственниками государственных наделов земли, вели хозяйство, повсеместно восстанавливались самоуправляющиеся общины свободных людей. Ремесло и торговля, которую контролировало государство при $ІІІ$ династии Ура, также перешло в частные руки.
Теперь на территории Месопотамии рядом с шумерами жили сутии-амореи – полукочевые скотоводы. Они практически не жили в городах, занимая пригодные для выпаса земли недалеко от них. Аморейские племена признали себя подданными иссинских царей, и взаимовыгодно существовали рядом с местным населением, получая зерно в обмен на продукты скотоводства. Каждое племя занимало отдельную автономную территорию, но постепенно их вожди подчиняли своей власти ближайшие города, добиваясь контроля над целыми областями Месопотамии. В результате этого, появились новые центры: Ларса в Южной Месопотамии стала столицей союза племен ямутбала; Мари в течении Среднего Ефрата – союза ханеев; Вавилон стал главным городом для племени амнану.
При выдающихся иссинских царях Иддин-Дагане ($1974-1954$ гг. до н.э.) и Ишме-Дагане ($1953-1935$ гг. до н.э.), которые подчинили себе всю Нижнюю Месопотамию, династия Иссина вполне могла претендовать на продолжение государственности Ура. Но реалии месопотамской жизни были теперь совсем другими. Земля принадлежала общинным коллективам, которые пользовались полным самоуправлением: администрация выбиралась общинниками, а не назначалась сверху, суд был также выборным и общинным, крестьяне могли покидать свою землю и т.д., на таких же правах проживали аморейские племена. Зависимые храмовые и царские люди работали и жили на землях, выделенных из царских и храмовых хозяйств. Да и само понимание божественности царей изменилось: кроме божественного статуса цари Иссина, как и все следующие цари Междуречья, не располагали ни храмами, ни культами, как их предшественники.
Аморейские царства и социально-экономический строй Месопотамии
При царе Липит-Иштаре ($1934-1924$ гг. до н.э.) начинается постепенный упадок династии Иссина, она теряет контроль над большей частью Двуречья. В конце $XX – начале XIX$ в. до н.э. аморейские вожди объявляют себя царями подконтрольных территорий и становятся формально независимыми от Иссина, в результате чего в начале ХІХ в. до н.э. Месопотамия распадется на десятки независимых княжеств. Между новообразовавшимися государствами идут постоянные войны.
К $1800$ г. до н.э. юг Месопотамии контролировало царство Ларса: в $1794$ г. до н.э. правители Ларсы уничтожили Иссин. В центре Месопотамии правили Эшнунна и Вавилон, созданный в $1895$ г. до н.э. вождем племени амнану Сумуабумом. Верхнюю Месопотамию взяла под контроль держава ханейского вождя Шамши-Адада, в конце $XIX$ в. до н.э. он также захватил Мари и Ашшур, дав государству старинное название «Субарту». Помимо перечисленных государств, существовало множество мелких царств, княжеств, племен и племенных союзов, находящихся в зависимости от крупных политических образований.
Распад единого государства сказался на экономической и социальной обстановке: возросла частная собственность, торговля, эксплуатация, ростовщичество и долговое рабство. Свободно покупается и продается земля, что приводит к концентрации земельных наделов в руках у одних и обезземеливанию других. Среди положительных моментов стоит отметить рост частной международной торговли: купцы Месопотамии заключали сделки со странами Аравии, Южного Ирана и долины Инда.
Увеличение ростовщичества и долгового рабства с конца $XIX$ в. до н.э. подпадает под контроль месопотамских правителей, которые ограничивают разорение трудового населения: с регулярностью в пять-семь лет цари издают эдикты мишарум («выравнивание»,«справедливость») аннулирующие кабальные соглашения и освобождавшие рабов. В Эшнуне и Ларсе проведены реформы, ограничивающие деятельность собственников и куплю-продажу, государство устанавливало цены на наём, зерно и другие товары, что способствовало улучшению положения населения.
В это время в Месопотамии выделяется три сословных группы: свободные общинники (авилумы), «царские люди» (мушкенумы) и рабы (вардумы). Первые жили в общинах под автономным самоуправлением, и плати налоги и подати царю. Вторые не входили в общины: мушкенумам покровительствовал царь, раздавал им земельные наделы, где они образовывали мелкие частные хозяйства и не могли уйти с земли без его разрешения, они также несли основной вес податей – выплачивали часть урожая, что было главным источником государственных доходов. Отдельные группы мушкенумов принимались на военную службу к царю и несли повинности как военные колонисты, или находились на других царских службах.
Вардумы были частными рабами и находились в полном распоряжении хозяина: их могли продавать и покупать. Но стоит отметить, что жестких границ между сословиями, в том числе и психологических не существовало, поскольку месопотамцы считали людей весьма похожими, не смотря на их положение.
Возвышение Вавилона: держава Хаммурапи
К началу $1780$ г. до н.э. лидерство в Двуречье принадлежало государству Шамши-Адада, зависимоть от которого признавали не только месопотамские правители, но и районы Южной Сирии, облсти Северо-Западного Ирана. Со смертью Шамши-Адада его держава распалась на части; в Мари пришел к власти Зимрилим, представитель коренной династии, изгнанной покойным царем. Воспользовавшись децентрализацией Двуречья, эламиты в $1765$ г. до н.э. покорили большинство княжеств Месопотамии, но в следующем году, вавилонский царь Хаммурапи со своим союзником Зимлиримом сверг эламитов, а затем Ларсу, Субарту, Ашшур, Энунну, и в $1761$ г. до н.э. Хаммурапи выступил против своего бывшего союзника, разрушив Мари. Таким образом, образовалась единая месопотамская империя во главе с Вавилоном и царем Хаммурапи, которую сам правитель делили на две части: коренные территории (аккадоязычные номы) и периферию.
Царь Хаммурапи явился справедливым и ответственным, мудрым правителем, в первую очередь беспокоился о защите людей от насилия и разорения. Государство Хаммурапи было централизованной бюрократической империей, нити управления которой держал в своих руках царь. Храмовые и государственные хозяйства были слиты воедино, законы унифицировались по единому образцу по всей стране («Законы царя Хаммурапи», $1755$ г. до н.э.), большое значение приобрел царский суд. Купцы были приняты на государственную службу и стали торговыми агентами – с их помощью государство вело внешнюю торговлю и контролировало внутреннюю, купля-продажа наделов была запрещена, было введено государственное кредитование, что избавило от необходимости обращаться к ростовщикам, были проведены реформы долговых займов.
Похожие мероприятия по ограничению частной эксплуатации проводили цари и до правления Хаммурапи, но этот правитель смог провести их непосредственно в жизнь и распространить на всю территорию Месопотамии. Основой его законодательства является государственное регулирование всей хозяйственной жизни страны: так, устанавливался контроль над ценами и тарифами, условиями аренды и найма, правилами землепользования, водопользования, возмещения долга.
В основе системы наказаний, прописанной в «Законах», лежит древний принцип «талиона» - око за око, зуб за зуб, - давнее представление о справедливости, также по сравнению с предыдущими законами, исчезли денежные штрафы, широко практиковавшиеся при $III$ династии Ура.
Вавилонское царство при касситской династии
Государство Хммурапи просуществовало недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне в $1742$ году до н.э. на Месопотамию накатили волны неиндоевропейских племен касситов под предводительством Гандаша. Касситы разделили на две части Вавилонское царство и осели в Среднем Ефрате, где вступили в союз с аморейскими племенами и создали свое независимое кассито-аморейское государство Хана во главе с Гандашем. Другая часть обосновалась в горах на восток от Диялы, около рек Керхе и Карун. Отрезанная касситами от Вавилона Верхняя Месопотамия вновь распалась на множество мелких политических образований.
В $1722$ г. до н.э. от Вавилонии отпал юг Нижней Месопотамии, образовав царство Приморья, активизировались народы периферии: в конце $XVIII$ века до н.э. эламиты отбили Сузы, в начале $XVII$ в. до н.э. бо́льшую часть Верхней Месопотамии заняли племена хурритов, образовавшие на отобранных у аморитов территориях свое собственной государство Ханильгабат, позднее Митании.
К концу $XVII$ в. до н.э. Вавлиноя восстанавливала свое могущество, и в $1630$ г. до н.э. подкорила кассито-аморейское царство Хана, поставиви под контроль долину Среднего Ефрата. Но в $1595$ г. до н.э. хеттский царь Мурсилис $І$ захватил и разграбил Вавилон, покончив с вавилонским домом: последний царь Самсудитан, из династии Хаммурапи погиб. Однако хетты не задержались в Месопотамии, и разграбив ее, вернулись восвояси.
После их ухода за власть в стране боролись царь Приморья Гулькишар, и племенные группы касситов из Вавилонии под руководством царя из рода Гандаша. После недолгого укрепления Гулькишара в Вавилоне, его место занял предводитель касситов и началось время правления касситской династии в Вавилонии, продолжавшееся до $XII$ в. до н.э.
Касситы, стоявшие на нижней от вавилонян ступени культурного развития, полностью переняли их культуру, и принесли в государственную жизнь Вавилона некий элемент регресса. Так, возвращались родовые объединения и большие семьи, укрепляются сельские общины. В то же время идет процесс создания крупного частного землевладения, отдельного от общинного. Централизация при касситах также ослабла: возвышались местные правители отдельных областей, все большая власть сосредотачивалась в руках храмовой аристократии.
Во внешней политике касситский Вавилон играл роль второстепенного игрока, не претендовавшего на крупные завоевания и успехи, касситы владели лишь Вавилонией, собственно касситской территорией в горах Загроса и возможно областью кутиев в Иране. Вавилон устанавливает мирные отношения с Египтом во второй половине $XV$ в. до н. э., которые подкреплялись щедрыми дарами, династическими браками. В середине $XIV$ в. до н. э. Египет ослабевает, а Вавилон становится все требовательнее, и между ними происходит разрыв.
В $XIII$ в. до н. э. усиливается Ассирия, и наносит Вавилону ощутимый удар. В середине в $XII$ в. до н. э. Вавилон падет в борьбе с Ассирией, местными сепаратистскими правителями и Эламом, касситская династия прекратит свое существование, а касситы как этнос полностью ассимилируются с вавилонянами.