Арии — это название народов, говоривших на языках индоиранской группы индоевропейской семьи.
Древние арии
С конца II тыс. до н. э. население Ирана и Индии этнически происходит от ветви индоевропейцев — носителей языков индоиранской группы индоевропейских языков, которая, в свою очередь, делится на иранскую и индоарийскую подгруппы. Прародина общеиндоиранского единства, история его распада на индоариев и ираноязычные племена, определение их хода расселений – одна из сложнейших проблем в древней истории. Общепринятого решения этой загадки до сих пор не предъявлено. Можно сказать только, что в конце III тыс. до н. э. носители индоиранского единства заселяли обширные степи от Дуная до Алтая. В конце III — начале II тыс. до н. э. обособились протоиндоарийская и протоиранская племенные общности, и к середине II тыс. до н. э. их языки разошлись на индийские и иранские.
Самоназванием индоиранцев выступал термин «арии». Древние арии того были скотоводами и занимали предгосударственную ступень развития. Ранее они занимались земледелием, но оно из-за климатических изменений отошло на второй план.
Арийское переселение в первой половине II тысячелетия до н. э.
Во II тыс. до н. э. арийские племена несколькими волнами заселили южную Евразию, в том числе территории Северной Индии и Ирана. На основании археологических и лингвистических материалов исследователи утверждают, что иранцы попали в Иран через Кавказский хребет. По-видимому, предки индоариев в начале II тыс. расселялись в Предкавказье, а предки ираноязычных племен — на востоке степей. Реликтовые представления, частично уцелевшие в священной книге зороастризма — «Авесте», известный ираноязычной традиции изначально мир простирался от Тянь-Шаня до истоков Волги и от Западной Сибири до Амударьи; это пространство разделялось на семь частей, в центре лежала Хванирата — родина иранцев. Археологически это время господства между Днепром и Кавказом катакомбной культуры.
Авеста – это собрание священных книг зороастризма.
В XVIII–XVII веках до н. э., происходит смещение племен через Кавказ по маршруту Предкавказье — Северный Иран и на восток до Инда. Решающую роль в переселении сыграли протоиндоарии Предкавказья. Они разоряли на своем пути аборигенное население Ирана и гнали его перед собой. Смещаясь на восток, те вызывали цепные переселения. В итоге образовалась полоса индоарийского расселения от Кавказа через Северо-Центральный Иран до рубежей Индии, которых достигла индоарийская миграция.
Отдельные группы индоариев по дороге отстали от основного потока. Одна такая группа оказалась на Армянском нагорье и поселилась в верховьях Евфрата у рубежей Верхней Месопотамии. Отсюда арии, взаимодействуя с хурритами, проникают в хурритский мир: в XVII–XVI веках до н. э. из их среды вышли правители Митанни и некоторых хурритских царств Палестины. Часть индоариев остановилась в Предкавказье и жила там в античную эпоху.
В результате зона протоиндоарийского расселения расположилась к югу от линии Кавказ — Каспий, а протоиранская — к северу от нее. В это время арийские языки окончательно разошлись. В степи в это время существовали две главные археологические культуры:
- «многоваликовая» в степях к западу от Урала;
- «андроновская» на территории Казахстана.
Вторая волна переселения ариев: расселение ираноязычных племен
В XVI–XIV веках до н. э. в Евразии произошло второе переселение ариев по тому же маршруту, что и первое. Племена, относящиеся к андроновской археологической культуре, продвинулись из-за Волги на запад и, смешавшись с местными племенами, образовали здесь срубную культуру (к востоку от Волги продолжалась андроновская традиция); одновременно ираноязычные племена из-за Кавказа распространяются в Северный и Северо-Западный Иран, принеся начало железного века и серую керамику. В конце периода миграций ираноязычные племена продвинулись вплоть до Бактрии и долины Амударьи. Вероятно, под их давлением индоарии в XIV–XIII веках до н. э смещаются в Северную Индию.
В Иране индоарии были вытеснены или ассимилированы ираноязычными родственниками, хотя на стыке ареалов сохранилась полоса иранско-индоарийского сосуществования и симбиоза. Так, одна и та же территория известна по индийским источникам как царство Камбоджа, а по иранским — как страна с названием Харахвати.
В результате второго этапа арийской миграции расселение ираноязычных племен приняло вид, сохранившийся в общих чертах к концу II — началу I тысячелетия до н. э.: к востоку от Волги обитали предки скифо-сакских племен – носители андроновской культуры; к западу от Волги в степи жили носители срубной культуры, предки племен, получивших название «киммерийцев»; часть Западно-Центрального и Северного Ирана заняла общность, из которой позже вышли персидские и мидийские племена; при Амударье обособилась группа «авестийских ариев».
Авестийские арии были потомками продвинувшейся дальше всего на восток волны миграционного потока, основную часть которого представляли мидо-персидские племена. Однако авестийские арии оторвались от западноиранских родственников и были отделены от них районами Юго-Восточного Прикаспия с неиранским населением и соляной пустыней Дешт-и-Кевир. Это не позволило авестийским ариям сохранять контакты с ираноязычными племенами на Иранском плато и привело к тому, что в следующие века их история развивалась независимыми потоками.
Общество и культура древних ариев
В результате ассимиляции ираноязычными племенами аборигенного населения Ирана все пространство между Тигром, Амударьей и Индом с середины I тысячелетия до н. э. именуется «Айранам». Для ранних иранских обществ характерна восходящая к общеиндоиранской практике, трехсословная организация. В обществе выделились наследственные сословия:
- Жрецы;
- Воины;
- Рядовые общинники. — скотоводов и земледельцев.
Индоиранские религиозные представления реконструируются по данным о верованиях некоторых индоиранских народов. Боги четко разделены на два противопоставленные друг другу класса:
- Дайвы;
- Ахуры.
В начале II тысячелетия до н. э. индоарии и иранцы переосмыслили это деление как ценностное: боги одного класса стали рассматриваться как «добрые», а другого — как «злые». При этом иранцы расценивали ахур как добрых богов, а дайвов как злых, а индоарии – наоборот. Соответственно, самые могущественные и благодетельные боги зачислялись разными народами в разные категории: Митра у иранцев — ахура, у индоариев — дайва.