Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Церковь и государство в средневековой Европе

Укрепление экономической базы церкви в VI—XI веках

Церкви удалось сохранить и умножить свои владения во время варварских нашествий. Она содействовала процессу феодализации, сыграв в нем немалую роль. В раннем средневековье в странах Западной Европы в руках епископов, монастырей, соборных капитулов сосредоточилась значительная часть земли; церковь эксплуатировала труд крестьян. Церковные феодалы заняли видное место в формирующейся феодальной иерархии. Являясь вассалами светских государей, они имели многочисленных как духовных, так и светских вассалов. Крупные церковные феодалы имели широкие иммунитетные права. Для укрепления социального и экономического влияния церковь задействовала монастыри. Монастыри уже в VII—VIII веках были центром экономической жизни — рядом с ними устраивались ярмарки, на принадлежащих им землях велось обширное хозяйство. Обогащаясь, они развертывали хозяйственную деятельность еще шире, увеличивая владения за счет разоряющихся общинников и за счет освоения болот, лесов и пустошей. Наиболее крупные монастыри оказывали влияние на политическую жизнь Западной Европы.

Церковь приобретала характер централизованной и иерархической организации. Низшей ячейкой организации церкви был приход во главе с приходским священником. Пресвитеры входили в состав возглавляемой епископом иерархии. Епископ, ставший главой «общины верующих» епархии, приобретал особое значение. Особое признание получил епископ Рима — папа.

Большую роль в усилении церкви сыграло возникновение папства. В начале V века римские епископы присвоили себе право называться главой церкви. Свою претензию на верховенство папы обосновывали тем, что являются «преемниками Петра», который был первым епископом в Риме. Используя отсутствие в Италии сильной светской власти, в V—VI веках папы возвысились, фактически став светскими правителями своей епархии.

Союз между церковью и государством

Замечание 1

В целом между церковью и государством в период раннего средневековья существовал союз.

В борьбе с врагами этого союза, как и с теми, кто посягал на авторитет церкви, она использовала систему церковных наказаний:

«Церковь и государство в средневековой Европе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • «отлучение», ставившее человека вне церкви;
  • «интердикт», запрещавший отправление культа на территории области или целой страны;
  • «анафема» - предание проклятию;
  • церковные покаяния.
Замечание 2

Эти меры для людей того времени были так же страшны, как и налагаемые светской властью наказания.

Раннефеодальное государство защищало интересы церкви. Пипин Короткий участвовал в создании Папского государства. Карл Великий узаконил церковную десятину как обязательную подать.

Влияние церкви определялось не только ее союзом с государством и богатствами, а также монополией, которую она имела в интеллектуальной жизни. В руках церкви были сосредоточены школьное образование, литература, переписка книг, от нее зависели отбор и сохранение элементов античной традиции. Из рядов духовенства выходили все образованные люди, писатели, поэты, историки, педагоги.

Политические и социальные предпосылки возвышения папства в XII—XIII веках

В XII—XIII веках происходит усиление влияния католической церкви. Этот процесс связывается с тем, что большинство стран Европы находилось в состоянии феодальной раздробленности. При отсутствии сильных государств усилившая свое могущество церковь оказалась единственной силой, авторитет которой был признан во всех странах.

Папство использовало феодальную раздробленность в собственных интересах. Его опорой в отдельных странах были епископы и монастыри, располагавшие широкими иммунитетными привилегиями. Но одновременно являясь вассалами короля страны и папы, в разные периоды они занимали разные позиции. Многие поддерживали усиление центральной власти и потому не сочувствовали теократическим притязаниям папства; другие рьяно проводили папскую политику, препятствуя усилению центральной власти и поддерживая феодально-сепаратистские выступления.

В XII—XIII веках папство для усиления влияния использовало все политические события. Оно выступало организатором крестовых походов на Восток; придало Реконкисте религиозный характер; освящала грабительские походы рыцарей против прибалтийских и славянских народов. Папство участвовало в подавлении антифеодальных движений. Политическое влияние церкви опиралось на финансовую мощь римской курии. Сюда ежегодно стекались значительные денежные суммы. Располагая финансовыми ресурсами, превосходившими средства светских государей, папы могли активно проводить свою внешнюю политику. Укреплению церкви и папства содействовало то, что она сохраняла власть над идейной жизнью общества.

XIII век стал временем наивысшего международного влияния папства. Папа Иннокентий III (1198—1216) отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и притязал на мировое господство. Он восстановил владения церкви в Папской области и расширил ее границы; он одно время был правителем Сицилийского королевства. Папской курии он придал значение высшей судебной инстанции католического мира. Его вассалами признавали себя король Англии Иоанн Безземельный, короли Арагона и Португалии. Преемники Иннокентия III вмешивались во внутренние дела государств Западной Европы, претендуя на роль всеевропейского арбитра.

Бонифаций VIII стремился реализовать идеи папской теократии. В 1302 году он издал буллу «Unam sanctam», в которой заключительное положение гласило:

«Подчинение всякой человеческой твари римскому первосвященнику есть непременное условие спасения».

Папская власть объявлялась высшей властью. Однако притязания пап не были осуществлены на практике, поскольку эта политика оказалась в противоречии с процессами централизации национальных государств — Англии, Франции и др.

Крушение политических притязаний папства в XV веке

Во второй половине XV века стало ясно, что теократические притязания папства являются помехой развитию государств. Передовые мыслители эпохи – гуманисты, все чаще обращали критику против папства. В XV веке под сомнение была поставлена подлинность «Константинова дара» и «Лжеисидоровых декреталий» , служивших обоснованиями папских политических притязаний. Теряя международное значение, папская власть принимала в политическом отношении характер местной власти. В XV веке папы напрягали большие усилия, чтобы сохранить за собой владения в Риме, и обеспечить папский престол преемникам.

В раннее средневековье церковь еще содействовала формированию феодальных отношений и духовной культуры. В период развитого феодализма она становилась преградой на пути прогресса в социально-политической и интеллектуальной сферах. Церковные феодалы упорно сопротивлялись смягчению эксплуатации зависимых крестьян: на церковных землях дольше всего сохранялось крепостничество. Епископы препятствовали освобождению городов, расположенных в их владениях.

Замечание 3

Папство противодействовало складыванию централизованных государств.

Дата последнего обновления статьи: 15.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot