Рождение античного театра
Античный театр – это театральное искусство Древней Греции и Древнего Рима, одно из самых ярких проявлений античной культуры.
Под сильным влиянием Греции театральное искусство развивалось и в некоторых странах Ближнего Востока в эпоху эллинизма.
История античного театра – это история культуры древних греков и римлян, достигшей своего расцвета в V веке до нашей эры. Возникновение античного театра связано с сельскими праздниками, которые проводились в честь Диониса, бога винограда и виноделия. Дионис являлся покровителем муз. В честь Диониса греки пели дифирамбы, устраивали шумное веселье, мазали лицо гущей вина и надевали шкуры козлов. Сопровождавшая изображавшего Диониса актера свита распевала песни – одни были торжественные, а другие печальные, из которых сформировались три жанра – трагедия, комедия, сатировская драма.
Слово "трагедия" образуют два греческих слова: «трагос» – козел и «одэ» – песнь. Таким образом, получается, что "трагедия" – это «песнь козлов». Самого Диониса часто изображали в виде козла. Слово «комедия» тоже состоит из двух греческих слов – «комос», что означает пьяное шествие в честь Диониса и «одэ», т. е. песнь.
Сюжеты для своего театра греки заимствовали из мифов, которые по своему содержанию очень разнообразны. Они рассказывают о греческих богах и героях, о происхождении мира, о возникновении обрядов и обычаев. Мифы греков богаты мотивами жизни и наблюдениями.
В основе трагедий лежала мифология, драматурги отражали в них общественно-политическую жизнь, говорили о своих религиозных воззрениях.
На первом этапе своего развития драмы были очень простыми, песни хора делили их на части:
- пролог,
- парод,
- эписодию.
В драмах совмещали декламацию, пение, пляску, музыку, что делало их похожими на современные мюзиклы.
Эпоха возникновения греческого театра носит название классической.
Комедии, трагедии и сатировские драмы ставились в Афинах ежегодно с конца VI века до нашей эры и являлись частью государственных праздников.
Отцом греческой драмы считается поэт Феспид, первая постановка драмы которого состоялась весной 534 г до нашей эры – это был праздник Великих Дионисий. Принято считать, что этот год и является годом рождения мирового театра.
Творчество Феспида имеет историческое значение, которое состоит в том, что он выделил из состава хора в качестве актера одно действующее лицо. Этот человек исполнял несколько ролей, меняя только маски. Гораций считал, что он сам был исполнителем ролей в своих пьесах.
Рисунок 1. Греческий театр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
До нашего времени дошли драмы первого из трагиков – Эсхила. Он вводит в своих произведениях второго актера, а третьего актера вводит Софокл, который достиг гармонии в трагедии между хороводным и актерским началом.
Античный театр - прекрасное творение людей, в котором отражалась жизнь и судьба народов того времени. Античность в области искусства оставила потомкам огромное наследие, которым воспользовались театры эпох Возрождения и Просвещения.
Античный театр в истории европейского театра
Античность оставила огромное наследие в области искусства и литературы. Эпос, лирика, драма, возникли на греческой земле. Греческий театр был предметом изучения и подражания в последующие столетия. Несмотря на церковные гонения, жанры римского театра продолжали жить даже в средние века.
Авторы литературных комедии и трагедий, творившие в эпоху Возрождения, в качестве образцов брали пьесы античных авторов.
К богатому театральному наследию античности неоднократно обращалась драматургия Западной Европы, например, французская классическая трагедия, постоянно использовала сюжеты античных авторов.
В ряде стран Европы в эпоху Просвещения античный театр и литература находят свое яркое отражение. Поклонниками античности в Германии были Лессинг и Шиллер, которые, создавая свои произведения, заимствовали сюжеты античной древности.
Итальянец Альфьери в своих трагедиях подражает античным образцам, а Гольдони в одной из своих комедий увековечивает талант римского драматурга Теренция, называя её его именем.
Даже в первой половине XIX века продолжается увлечение античными классиками, например, в произведениях Байрона много отголосков античной литературы.
Шелли в 1812 г, вдохновленный образом эсхиловского Прометея, пишет лирическую драму «Прометей освобожденный».
Античные пьесы на сценах Европы идут на протяжении XIX-XX веков. На французской сцене в 80-е годы прошлого века под открытым небом ставили «Царя Эдипа», где роль Эдипа исполнил трагический актер Муне Сюлли. Эта трагедия Софокла также была в репертуаре германского режиссера М. Рейнхардта. Художественный театр России в 1899 г поставил «Антигону» Софокла. Трагедия «Царь Эдип» неоднократно ставилась и на сцене советского театра – в 1966 г её увидел московский зритель в театре им. В. Маяковского. На сцене этого же театра в 1961 г была поставлена «Медея» Еврипида. Театр им. Вахтангова в 1946 г поставил трагедию Софокла «Электра». Музыкальная студия им. Немировича-Данченко в 1925 г показывает комедию Аристофана «Лисистрата».
Античное общество ушло в историю, а его театральное наследие продолжает жить.Античный театр был школой для граждан Афин, он поднимал вопросы, которые волновали афинское общество. Такие слова как театр, сцена, комедия, трагедия, драма, пролог, оркестр, монолог, имеют греческое происхождение, а актер, акт, сатира, опера – латинское.
Современная жизнь античного театра
Первые греческие театры, появившиеся 2500 лет назад, располагались на склонах холмов под открытым небом. Каменные скамьи огибали площадку, где происходило действо. Самыми известными являются амфитеатры в Афинах, Дельфах, Эпидавре. Самым древним является театр бога Диониса, расположенный у подножья Акрополя, вмещавший 17 тыс. зрителей. Свои трагедии и комедии в этом театре ставили величайшие древнегреческие драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.
Рисунок 2. Главный герой Эсхила. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В древнегреческом театре были свои законы, свои правила и традиции и в этом плане он был уникальным. Все роли, как мужские, так и женские исполняли только мужчины, игравшие в масках. Маски надо быстро менять, если чувства играющего менялись, потому что каждая маска выражала только какое-то одно чувство.
Рост актера увеличивался за счет обуви, называвшейся котурнами и представлявшей собой сандалии на толстой подошве.
Посещать театральное зрелище могли даже бедняки, несмотря на то, что спектакли были платными, беднякам выдавались для этого специальные деньги. Вместо билетов зрители получали свинцовые или бронзовые круглые жетоны. На жетонах отмечался сектор, а место выбирал сам зритель. Зрители могли приносить с собой еду и питье, для удобства сидения - подушки.
Мифологические сюжеты, лежавшие в основе греческой трагедии, были хорошо известны каждому зрителю, поэтому интерес вызывала трактовка мифа, а не его содержание.
Античные театры и сегодня используются по своему назначению, лучшие театральные режиссеры мира ставят свои спектакли в старейших греческих амфитеатрах.
Крупнейший античный театр в Эпидавре, начиная с 50-х годов прошлого века, ежегодно проводит театральные фестивали, привлекающие исполнителей и зрителей со всего мира. Театр хорошо сохранился, имеет уникальную акустику и великолепную планировку, вмещает до 12 тыс. зрителей. Театральные представления, спектакли античной трагедии и комедии, концерты, художественные выставки, детские шоу – такова программа фестивалей.
Только в течение летних месяцев 2014-2015 гг в театре были поставлены «Прометей прикованный» Эсхила, «Электра» Софокла, «Медея» и «Ифигения в Тавриде» Еврипида, «Птицы» и «Облака» Аристофана – постановщиками этих спектаклей были греческие драматурги.
В Национальном театре Англии режиссер Питер Холл поставил трилогию Эсхила «Орестея».