Власть монарха
В $XVIII$ веке шло дальнейшее формирование конституционной монархии в Англии. Хотя иногда права монарха, ограниченные парламентом, были гораздо шире, чем права монарха при абсолютизме. Политическая система оставляла за монархом большие полномочия, закреплённые в высшем законе страны. Титул английского монарха звучал так: «Божьей милостью король британцев, защитник веры». Общепринятым стал принцип безответственности короны, политической и юридической. Считалось, что король всегда прав, ошибаться не может, стало быть, ответственности не несёт.
Монарх возглавлял исполнительную власть, считался главой королевства. За королём сохранялся титул главы англиканской церкви. Это определяло главенствующую роль английского короля, так только в нём заключалось единство государства и официальной церкви. Особа монарха являлась священной и неприкосновенной. По мнению англичан, король всегда находится в состоянии гражданского совершеннолетия, его действия – в рамках закона. Кроме функций главы государства и главы исполнительной власти, монарх обладал законодательной инициативой. Он, оставаясь частью парламента (законодательного выборного органа), мог предложить принятие законопроекта или запретить принятый парламентом закон (наложить вето).
Глава государства и кабинет министров
Статуты, принятые в 1689 и 1701 годах, ограничивали функции главы государства в принятии законов и совершении суда. Фактически же, они не изменили исполнительных полномочий монарха. Король имел право:
- назначать и увольнять должностных лиц;
- имел возможность распоряжаться денежными средствами из казны, выделяемыми парламентом;
- обладал монополией на выдачу разрешительных грамот (например, даровал дополнительные права избирателям);
- управлять армией и флотом (ни один корабль не мог тронуться из порта без его приказа);
- руководить внешнеполитическим курсом государства;
- объявлять войну и заключать мир;
- выдвигать законодательный проект;
- созывать и распускать парламент.
Последние представители династии Стюартов (Мария, Вильгельм и Анна) посещали заседания кабинета министров и руководили ими. Георг I Ганновер не знал английского языка, не понимал, о чём идёт речь на заседаниях, поэтому перестал их посещать.
В $XVIII$ веке английские короли могли по своему усмотрению сформировать состав правительства. Королева Анна в 1710 году уволила всех министров-вигов, несмотря на то, что в палате общин преобладали представители этой партии. Вместо уволенных виги министерские портфели получили тори. Попытка Георга II повторить в 1746 году опыт своей предшественницы провалился, через два дня правительство было разогнано.
Изменение отношений исполнительной власти и короля началось после признания принципа неответственности короля. Так как монарх «не может быть не прав», с него снималась ответственность за политические ошибки и противозаконные акты. Этот принцип зародился и пришёл в $XVIII$ век из времён абсолютизма, признающего божественное происхождение королевской власти. Постепенно ответственность за руководство и результаты государственной политики переносилась на министров. Пока же кабинет министров не мог действовать без расположения монарха.
Правление Георга III
В 1760-1770-е годы в Англии власть монарха стали значительно сильнее власти парламента. Важнейшие полномочия короны:
- право вето (запрета распоряжений парламента);
- назначение должностных лиц по королевскому усмотрению;
- отставка высших чиновников по приказу короля.
Правом вето последней воспользовалась королева Анна в 1707 году. Короли из Ганноверской династии не пользовались своими прерогативами в полной мере. Лишь Георг III, ставший королём в 1760 году, проявлял интерес к развитию королевства и использовал предоставленные полномочия в полном объёме. Попытка реставрации абсолютизма завершилась в 1780 году. Парламент принял резолюцию Даннинга об ограничении влияния короля. Против усиления короны выступила единым фронтом партии виги и тори. Георг III стал управлять государством в рамках закона.