Андроновская культура — это общее название группы близких археологических культур бронзового века, существовавших в 4200 - 2900 лет назад.
Андроновская культура получила распространение на территории Казахстана, Западной Сибири, западной части Средней Азии и Южного Урала.
Свое название культура получила от названия деревни Андроново, расположенной рядом с городом Ачинском в Красноярском крае.Там в 1914 году были обнаружены первые захоронения.
Представления андроновцев оказали заметное влияние на процесс развития многих культур, например, хеттов, этрусков, славян.
Андроновская культура сформировалась на базе ямной культуры (3200—2300 гг. до н. э.).
Хозяйство
В сибирских степях сложился хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев. Носители андроновской культуры жили оседло. Основным типом их жилищ были полуземлянки.
Поселки андроновцев располагались в долинах рек, так как там были богатые пастбища и плодородные земли. Разводили в основном крупный рогатый скот, лошадей и овец. Андроновцы первыми в Азии стали наездниками.
Скот большую часть времени содержали на пастбищах. За животными следили пастухи. Зимой скот находился в специально для него созданных загонах.
Для обработки почвы использовали каменные и бронзовые мотыги.
Охота и рыболовство большого значения в жизни андроновцев не имели.
Металлургия
У андроновцев получила развитие металлургия. У них были медные и оловянные рудники. Они поставляли металл на запад.
Андроновцы изготавливали топоры, серпы, кельты, а также оружие – кинжалы, втульчатые наконечники копий с листовидным пером.
Месторождения медной руды разрабатывались на территории Казахстана, Южного Урала и в Алтайских горах.
Жилища
Андроновцы жили в полуземлянках и наземных бревенчатых хижинах. Некоторые поседения имели укрепления в виде рвов и валов. По верху валов ставили деревянный частокол.
Для проезда во рву делали перемычки, а в валу сооружали ворота для проезда колесниц.
Погребения
Погребения делали в ямах с каменными насыпями. В некоторых случаях их окружали оградами из каменных плит. Также встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших клали в скорченном положении, а кисти их рук укладывались перед лицом.
Покойнику клали в могилу бронзовые орудия, керамику, украшения и кремневые наконечники стрел.
Керамика
Для адроновской культуры характерны сосуды с плоским дном. В верхней части и у самого дна они украшались оттисками тонкого гребенчатого штампа или резными линиями, обычно в виде разнообразных геометрических фигур.
Коневодство и колесницы
У андроновцев часто встречаются украшения в виде лошади. Особенно они характеры для бронзовых боевых ножей.
Лошадей использовали для передвижения, а также в походах для перевозки предметов вооружения – копья, щита, лука со стрелами, булавы, и провианта.
Андроновцы активно использовали боевые колесницы и четырехколесные телеги.
В евразийских степях коневодство известно с IV тыс. до н. э., в III тыс. до н. э. в зоне от Днепра до Урала выделились коневодческие культуры, сформировался культ коня и обряд жертвоприношения коня при погребении.
В середине III тыс. до н. э. складывается андроновская оружейная символика, что стало свидетельством того, что воинское сословие подчинило себе жреческое.
В ту эпоху были обожествлены конь, всадник и колесница. Колесница могли иметь квадратные или прямоугольные платформы. Стенки колесниц, судя по всему, были плетеными. Это позволяло уменьшить их общий вес. Оси изготавливали из дерева, смазка колесных втулок была еще несовершенной, из-за чего оси нужно было защищать, поэтому мастера делали их из прочного материала, или же делали легким сам экипаж, чтобы снизить нагрузку на оси.
Платформы кузовов делали из досок. На спине лошади помещали «седло», а на него ярмо. К «седлу» прикрепляли деревянную рогульку. Она охватывала развилкой хребет лошади. В качестве дополнительного крепления использовали ремень. Благодаря заднему расположению колес экипажа центр тяжести смещался вперед.
Распряженная колесница упиралась дышлом в землю, а в снаряженном виде поднятое дышло плотно прижимало ярмо к спине лошади, что препятствовало его скольжению, и не девало платформе перевернуться при ударе колес и обрыве ремней. Благодаря такому устройству, боевой расчет мог перемещаться по кузову, не боясь неосторожным движением вызвать угрожающий крен.
Следует отметить, что вес людей повышал устойчивость повозки.
Левую сторону такого экипажа занимал возница, он управлял лошадьми, а на правой стороне сидел вооруженный колесничий. Именно справа располагался все его вооружение.