Сущность и практическое назначение бизнес-инкубатора
Бизнес-инкубатор – это специальная организация, ориентированная в своей деятельности на оказание помощи стартапам в реализации инновационных направлений деятельности.
Бизнес-инкубаторы обеспечивают малым предприятиям доступ к технологиям, техническим средствам, оборудованию и иным ресурсам, необходимым для их деятельности, на основе совместного использования. Это позволяет получить доступ к факторам производства на более выгодных условиях. Это позволяет упростить прохождение начальной стадии развития нового предприятия путем сокращения затрат и снижения издержек при освоении новых видов продукции и реализации инновационных проектов. Риски снижаются и вероятность эффективности деятельности и перспективности дальнейшего развития возрастают.
Концепция бизнес-инкубатора, представляющая собой создание микросреды обитания для поддержки бизнеса на стадиях его жизненного цикла, была разработана в начале 80-х гг.
Практическое назначение инкубаторов определяется в отношении направленности функционирования каждого из них. Его можно отразить следующими направлениями:
- Ориентация на экономическое и инновационное развитие регионов.
- Ориентация на развитие сферы малого и среднего бизнеса.
- Реализация потребностей в научном предпринимательстве и решение проблем ускорения инновационного цикла.
- Коммерциализация технологий. Это предполагает вывод на рынок итогов деятельности инновационных предприятий и получение коммерческой выгоды от их реализации.
Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес-инкубатор является инструментом инновационного развития хозяйствующего субъекта, региона и страны в целом. Он функционирует при поддержки государства, а, потому, имеет коммерческие и некоммерческие ориентиры деятельности. Бизнес-инкубатор выступает в качестве учебного центра по подготовке будущих предпринимателей и создается как развивающаяся структура с учетом перспектив поэтапного развития.
Стадии реализации проектов в бизнес-инкубаторе
Жизненный цикл проекта в рамках его осуществления с помощью бизнес-инкубатора, состоит из следующих основных стадий:
- Проведение отбора заявок. Здесь, осуществляется выбор наиболее приоритетных направлений деятельности, на которых сосредотачивается конкретный бизнес-инкубатор.
- Отбор проектов. На данном этапе осуществляется рассмотрение выбранных проектов, путем проведения их презентаций конкретными хозяйствующими субъектами. Решающее значение имеет обоснование значимости реализации конкретного проекта, возможностей его реализации и получения практического эффекта. Оценке подлежит, как уровень риска по проекту, так и величина его отдачи. Рассматриваются и конкретные социальные ориентиры, и возможности повышения уровня инновационного развития конкретной сферы.
- Формирование компании с участием инкубатора. Создается конкретный хозяйствующий субъект, которому будет оказано сопровождение его начальной деятельности.
- Привлечение посевных инвестиций. На данной стадии осуществляется поиск средств на реализацию проектов. Инкубаторы привлекают средства, как с бюджетов различных уровней, так и с частного сектора. Рассматривается и венчурное финансирование проектов.
- Практическое обучение стратегиям ведения бизнеса. Как правило, осуществляется обучение по продвижению продукта, по управлению персоналом, росту производительности и т. д. Здесь рассматривается конкретная потребность стартапа, его слабые стороны.
- Освоение юридических аспектов инновационной деятельности. Реализуется обучение в области оформления и защиты интеллектуальной собственности.
- Проведение консультаций различных специалистов. Консультации касаются вопросов, возникающих по ходу реализации проекта. Они носят регулярный характер.
- Экспертное наставничество. Оно предполагает планомерную работу экспертов в направлении сопровождения деятельности.
- Привлечение инвестиций при их потребности. Оказывается содействие в дополнительном финансировании проекта.
- Проведение завершающих мероприятий по проекту. Здесь, реализуется анализ результативности сопровождения и формируются встречи с наставниками, спонсорами. Если в рамках встреч со спонсорами резидентам не были выделены инвестиции, команда инкубатора оказывает поддержку в последующих инвестициях.
Сервисные услуги бизнес-инкубаторов
Основными сервисными услугами, которые оказывают бизнес-инкубаторы являются:
- предоставление рабочих мест и инфраструктуры (офисная техника, офисные помещения, производственные площади);
- оказание консалтинговых услуг;
- консультативная помощь;
- обучение и содействие освоения специфике ведения бизнеса, реализации его различных процессов;
- оказание помощи в ведение документации – подача заявок на гранты, патенты, участие в конкурсах и государственных заказах;
- ведение бухгалтерского сопровождения;
- освоение основ ведения кадровой политики;
- оказание помощи в сборе команды и распределение функциональных ролей;
- формирование индивидуальной траектории развития конкретной организации:
- оказание содействия в выходе на новые рынки и поиск оптимальных рыночных ниш, в которых реально плодотворное функционирование и получение конкурентных преимуществ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бизнес-инкубаторы стимулируют создание бизнеса при отсутствии ресурсов на его осуществления. Они позволяют привлекать различные источники финансирования, повышают возможности привлечения средств венчурных фондов и капиталов частных инвесторов. При содействии, оказываемом бизнес-инкубатором на начальных этапах бизнеса, реализуется снижение издержек и рисков деятельности. Также, открываются возможности получения кредитов по сниженным процентным ставкам. Это позволяет вывести на рынок новый продукт или услугу, коммерциализировать новую идею.