Внешняя среда – это совокупность внешних по отношению к данному предприятию малого бизнеса факторов, которые оказывают то или иное воздействие на его текущее состояние и определяют перспективы его развития.
Любой хозяйствующий субъект функционирует в рамках конкретной среды. Соответственно, имеет внешнее окружение, от которого, во многом, зависит эффективность его деятельности.
В настоящее время развитие малого предпринимательства в России рассматривается как один из основополагающих факторов на государственном уровне, что отражено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, а также основных направлениях социально-экономического развития. При этом, его становление и расширение деятельности сталкивается с рядом барьеров, которые создают определенные препятствия расширению сферы влияния малого предпринимательства в системе национального хозяйства.
Особенности внешней среды российского малого бизнеса
Специфические характеристики внешнего окружения, в рамках которого реализуется развитие малого и среднего предпринимательства, заключаются в сложности, подвижности и высокой степени его неопределенности.
Рыночная экономика России имеет непродолжительный период существования. Ее становление на базе административно-командных условий хозяйствования сказалось на уровне ее развития, значимости субъектов хозяйствования разных размеров в ее деятельности. Малый бизнес не занимает весомой доли в структуре российской экономики. Он развивается и функционирует под воздействием ряда факторов внешней среды, которые в той или иной степени влияют на его эффективность.
Малый бизнес составляет основу инновационного роста и научного прогресса национального хозяйства. Динамика его развития определяет тенденции и перспективы развития всей национальной экономики.
В настоящее время малый бизнес подвержен воздействию ряда факторов сдерживающего характера. К ним относятся:
- Бюрократические процедуры оформления субъектов малого бизнеса.
- Недоступность кредитные и заемных ресурсов. Особенно остро эта проблема возникает на начальных этапах деятельности и при ее инновационной направленности.
- Серьезное влияние на малый бизнес оказывают различные финансовые проблемы. Это кризисные явления в экономике, неблагоприятная макроэкономическая динамика.
- Низкий уровень материально-технического оснащения деятельности: устаревшие технологии, нехватка квалифицированных специалистов, оборудования.
- Неразвитость организаторской деятельности, системы инновационного менеджмента, что осложняет применение эффективных подходов к управлению предприятием, особенно, на стадиях его становления и развития.
Все факторы внешнего окружения, которые сказываются на развитии малого предпринимательства, делятся на две большие группы:
- Факторы прямого воздействия.
- Факторы косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия
К факторами прямого воздействия на функциональные возможности малого предприятия, условия его развития и финансовые показатели относятся:
- Поставщики. Они являются контрагентами хозяйствующего субъекта и определяют качество снабжения хозяйствующего субъекта необходимыми материальными ресурсами. Если рассматривать малое предприятие с позиции системного подхода, то оно представляет собой сложный механизм преобразования входов в выходы.
- Потребители. От них зависит экономическая эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. Потребителями формируется платежеспособный спрос на продукцию малого предприятия. При выводе на рынок нового продукта требуется проведение анализа потребительских интересов и предпочтений, выявление наиболее актуальных товаров или услуг, которые обеспечат удовлетворение актуального спроса и прирост выручки. В качестве потребителей могут выступать как граждане, которые хотят удовлетворить свои потребности, так и предприятия, для которых фирма является поставщиком материалов или оказывает им какие-либо услуги.
- Конкуренция. Конкурентная борьба – основа рыночной экономики. Малый бизнес подвержен серьезному воздействию конкуренции на эффективность своей деятельности. Особенно острой является проблема неспособности малых предприятий конкурировать с «гигантами» национального хозяйства. Конкуренты стимулируют инновационное развитие малого предприятия. Получение конкурентных преимуществ требует использования эффективной маркетинговой политики, совершенствования производственных процессов, технологического обновления деятельности.
- Нормативное регулирование хозяйственной деятельности. Она включает в себя порядок регистрации, виды форм собственности и организационно-экономических форм предпринимательской деятельности, виды и ставки налогов, ставку рефинансирования, определяющую процентные ставки по кредитам коммерческих банков, антимонопольное законодательство, защиту прав интеллектуальной собственности и иные нормативные аспекты ведения хозяйственной деятельности.
Факторы косвенного воздействия
Существует и ряд факторов, которые оказывают не непосредственное влияние на малый бизнес, но своим существованием затрагивают его, определяют специфику его функционирования. Эти факторы носят косвенный характер воздействия, но, также, имеют значимость.
К основным факторам косвенного воздействия можно отнести:
- экономические факторы;
- политические факторы;
- социально-культурные факторы;
- уровень научного прогресса.
Любые изменения в экономической сфере сказываются на деятельности субъектов малого бизнеса. Причем, именно малый бизнес более чувствителен к макроэкономической динамике. Кризисные явления в экономике и социальной сфере определяют направления его развития и тенденции изменения.
Направления политики в сфере экономики, социального развития, культуры, также, сказываются на показателях деятельности субъектов малого бизнеса.
Уровень научного прогресса определяет потенциал малого предпринимательства в инновационной сфере и возможности его реализации.