Понятие и сущность теории использования и удовлетворения
Теория использования и удовлетворения (UGT) - это подход, определяющий причины поиска людьми конкретных средств массовой информации в целях удовлетворения определенных потребностей.
Данный подход рассматривает СМИ в качестве инструмента, оказывающего медиа-эффект на аудиторию. Данный медиа-эффект характеризуется кардинальными отличиями от иных эффектов, ибо медиа - это высокодоступный продукт и аудитория, на которую ориентированы публикации в средствах массовой информации, представлена потребителями одного и того же продукта.
Основными положениями теории использования и удовлетворения являются:
- Рассмотрение личных мотивов применения СМИ в качестве основы формирования содержания публикаций. Как правило, публикации в средствах массовой информации ориентируются на удовлетворение определенных потребностей аудитории.
- Итоги использования СМИ проявляются в испытании определенных психологических эффектов аудиторией. Именно их получение и подлежит высокой оценке людьми.
- Аудитория не является пассивными потребителями СМИ. Она выполняет активную роль в их использовании и интеграции в свою жизнь и деятельность.
- Аудитория несет ответственность за выбор средств массовой информации для удовлетворения своих желаний и потребностей в ориентации на получение определенного эффекта.
- Инициатива по увязке удовлетворения потребностей с выбором конкретной среды возлагается на члена аудитории.
- Активное противостояние, конкурентная борьба средств массовой информации с иными медиа-ресурсами за конечного потребителя, в целях удовлетворения его потребностей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность данной теории состоит в разработке модели процесса получения желаемых вознаграждений (GS) и полученных вознаграждений (GO) от использования средств массовой информации. GS относится к вознаграждениям, которые люди ищут от их использования, а GO относится к вознаграждениям, которые люди реально получают от них.
Виртуальная реальность как пространство удовлетворения потребностей
В последние годы современный мир включает в свой состав виртуальную реальность. Данная реальность представляет собой мир, созданный в информационной системе, попадание в который возможно через различные электронные ресурсы, воспринимаемый через органы чувств.
Ощущения при знакомстве и взаимодействии с виртуальной реальностью играют решающую роль. Это обуславливает возможности отнесения теории использования и удовлетворения в отношении взаимодействия аудитории в виртуальной реальности.
Виртуальная реальность активно развивается и, порой, замещает реальность. Погружаясь в виртуальную реальность пользователь получает то, что необходимо именно ему т.е. он удовлетворяет определенные потребности. В результате данного удовлетворения исключается необходимость взаимодействия, поиска партнеров по общению в реальном пространстве.
Виртуальное пространство характеризуется:
- простотой общения и взаимодействия в его рамках;
- отсутствием привязки к конкретной территории: открываются возможности общения между людьми, находящимися в разных точках земного шара;
- возможностью сокрытия своих отрицательных личностных качеств в процессе общения.
В результате виртуальное пространство становится средой удовлетворения социальных потребностей.
Социальные потребности имеют особую значимость в перечне потребностей отдельной личности. Они проявляются в уважении, самореализации, продуктивной коммуникации.
Индивидуумы, которые испытывают дефицит общения, недостаточно включены в какую-либо социальную группу, проявляют активный интерес к виртуальному обществу, поскольку, испытывают потребности в удовлетворении своих социальных интересов. Происходит отгораживание от реального мира и погружение в то пространство, которое обеспечит удовлетворение социальных потребностей.
Возникшие в современном мире системы коммуникации: форумы, чаты, разнообразные мессенджеры, блоги сделали возможным общение единомышленников, находящихся в разных местах планеты. Активное развитие таких систем общения, расширение виртуального пространство свидетельствует о том, что наиболее актуальной является потребность индивидуума в принадлежности к группе. В настоящее время для общения с единомышленниками стало необязательно уходить в «социальное подполье» — вполне достаточно, будучи вполне успешным «менеджером среднего звена», выходить с рабочего компьютера в Интернет и в свободное время общаться там с интересными людьми на интересующие темы, обеспечивая удовлетворения в общении, коммуникации, установления связей с людьми, имеющими сходные интересы и потребности.
удовлетворение, значимых для человека потребностей, реализуется в виртуальной реальности путем распределения среди прочих участников своей виртуальной социальной группы самый информации.
Посредством генерации информации различного вида и направления реализуется удовлетворение потребности в самореализации, в силу того, что эта информация представляет собой продукт творчества отдельной личности, воплощения ее творческих способностей и реализации творческого потенциала. При этом здесь важно учитывать и тот факт, что виртуальные сообщества представляют собой интерактивные ресурсы, приносящие каждому участнику ответные данные на его творчество. Получается, что обеспечивается оценка творчества каждого индивидуума в виртуальном пространстве. Чем выше оценки, тем в большей степени обеспечивается удовлетворение потребности в самореализации, уважении.
В результате в настоящее время виртуальное пространство представляет собой сферу удовлетворения социальных потребностей отдельных индивидуумов, реализация которых в реальном мире сопряжена с расходом большей энергии, сил, временных ресурсов.