Технологические инновации – это процессы обновления технологий, совершенствование технологических характеристик различных продуктов, совершенствование организации производственной деятельности и способов ее осуществления.
Данный вид инноваций касается обновления процессов деятельности. Новые технологии стимулируют экономический рост и прогресс. Кроме того, технологическое обновление лежит в основе создание инновационных продуктов. Реализация инновационных проектов невозможна без наличия новых прогрессивных технологий. Эти технологии касаются способов организации деятельности, используемых подходов, методов производства, управления, маркетингового продвижения, способов контроля результатов различных процессов.
Содержание и специфика технологического предпринимательства
Технологическое предпринимательство — это процесс создания нового бизнеса, который опирается на использование прогрессивных технологий, инновационных направлений деятельности.
Содержание технологического предпринимательства представлено наукоемкими идеями, наукоемкой продукцией, высокотехнологичными процессами, которые используются в деятельности для достижения ее целевых ориентиров. От других форм предпринимательства (социального или индивидуального) технологическое предпринимательство отличается тем, что создание новых продуктов или услуг имеет тесную связь с наукой, инновационными научными исследованиями, а также, разработкой на их основе технологий, которые применяются в предпринимательстве. Из-за специфики производимых продуктов и услуг — высокоспециализированных знаний в различной форме, а также используемых наукоемкими компаниями ресурсов в виде интеллектуального капитала отмечается наличие отличий в реализации производственных процессов. Такие процессы базируются на скорости и продуктивности. По сути, технологическое предпринимательство выступает формой стартап-деятельности.
Специфическими чертами технологического предпринимательства являются:
• приоритет предложения продукции или услуг над спросом. Это означает, уход от традиционного принципа рыночной экономики: «Спрос рождает предложение». Происходит разработка и вывод на рынок новых, ранее неизвестных продуктов, характеризующихся уникальными свойствами; • мотивация предпринимательской деятельности состоит в получении нового продукта, технологии; • эффективность предпринимательства оценивается через создание нового продукта, разработку технологии и ее практической значимости; • трудность формализации процесса технологического предпринимательства; • рост прибыли за счет использования инновационных технологий и разработки новой продукции.
Основными компонентами технологического предпринимательства являются:
- Технологический предприниматель. Он составляет основу осуществления инновационной предпринимательской деятельности. в его задачу входит реализации инновационной идеи, координация, управление и контроль процессами инновационного развития.
- Консультанты. Они являются участниками инновационного процесса, специалистами в конкретной области деятельности.
- Государство. Оно реализуется поддержку развития технологического предпринимательства путем оказания помощи в финансировании инновационных проектов, создания условий развития благоприятной предпринимательской среды, разработки нормативно-правовой базы инновационной сферы.
- Корпорации. Крупные компании имеют больше возможностей для развитие инноваций, разработки и внедрения инновационных технологий в свою деятельность. Деятельность корпораций в сфере инноваций, технологического предпринимательства связана с наращиванием внутриотраслевого инструментария для генерации инноваций, их коммерциализация и внедрение в промышленность.
- Капитал – это основополагающий фактор дальнейшего развития инновационной идеи. Только наличие капитальных средств позволяет реализовать инновационные процессы.
- Рынок/потребители. Они являются сферой, на которую ориентировано предпринимательство. Удовлетворение спроса является конечной целью предпринимательской деятельности, достижение которой служит основой эффективности его осуществления.
- Кластеры – это форма взаимодействия, в первую очередь, на технологическом уровне различных единиц на рынке для достижения более высоких целей.
- Университеты. Они связаны с предоставление образовательных услуг, пропагандой научного знания, которое составляет основу технологичного инновационного социально-экономического развития.
- Технопарки представляют собой сферу получения нового технологического знания, его концентрации в одном месте, выступающим локализацией технологической информации.
Таким образом, технологическое предпринимательство базируется на инновационных идеях. Их развитие и реализация составляют основу предпринимательской деятельности.
Рисунок 1. Этапы технологического предпринимательства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тенденции развития технологического предпринимательства в РФ
В настоящее время развитие технологического предпринимательства в РФ сопряжено с рядом проблемных моментов. Они касаются низкого уровня развития технологий в стране. Это требует сотрудничества с другими государствами и импорт технологий из них. Кроме того, отмечается дефицит технологических предпринимателей, которые обуславливают неудачи в реализации инновационных проектов.
Среди основных тенденций развития инновационного предпринимательства в России можно выделить следующие:
- Низкий уровень инновационного развития государства. Согласно расчету индекса инновационной активности страны Россия занимает 46 место в рейтинге стран по уровню технологий и инноваций, а также, количеству инновационных институтов, объему научных исследований и их практической результативности.
- Преобладание стандартизированного массового производства и сложности ухода от него.
- Наибольшее количество инновационных технологий приходится на создание производственных информационных систем.
- Наличие стабильной тенденции увеличения процентного соотношения предпринимателей, пользующихся широкополосным интернетом, использующих в своей деятельности серверы, веб-сайты и облачные сервисы, то есть отмечается все большая оцифровка сферы бизнеса. Это касается субъектов малого и среднего предпринимательства, а также корпораций.
- Отсутствие инфраструктуры консалтинговых услуг для предпринимателей, осуществляющих высокотехнологичные разработки.
- Отсутствие доступа на мировой рынок продукции инновационного технологического предпринимательства, что, значительно, тормозит процесс инновационного развития.