В управленческой сфере с определенной частой возникает необходимость противостояния определенным внешним воздействиям. Такие воздействия носят, как правило, скрытый характер и ориентированы на применение повышенных требований к процессам управления. Источником скрытого воздействия может быть и сам субъект менеджмента. В проявлениях подобных скрытых воздействий можно выделить феномен латентного менеджмента.
Понятие и сущность латентного менеджмента
Латентный менеджмент – это носящее скрытый, завуалированный характер манипулятивное воздействие на объект управления, оказываемое в целях изменения состояния конкретных процессов, операций, видов деятельности.
Стоит обратить внимание на то, что феномен латентного управления проявляется только в социо-деятельностных или социально-экономических системах при наличии субъект управления, объекта управления и субъекта латентного управления.
Специфической чертой латентного управления является то, что объект управления не осознает своего управляемого положения и не оценивает воздействие на себя со стороны как управленческое. Получается, что управление носит скрытый характер. Оно реализуется без знания объекта управления об оказываемом на него управленческом воздействия. Однако, такое управление имеет множество примеров достижения положительных результатов в кратчайшие сроки. При этом размеры объекта скрытого управления не имеют значения. Это может быть и человек, и организация, и сообщество, и регион, и страна. Они никак не сказываются на сути осуществления скрытого управления.
Проявление латентного управления можно обнаружить также на разных уровнях управленческой иерархии, оно может быть как формальным, осуществляемым в рамках должностных обязанностей, так и неформальным, не подкрепленным полномочиями.
Сущность латентного менеджмента может быть отражена следующими положениями:
- Осуществление трансформации исполнительской деятельности, ее характера, сущностных аспектов, исходя из латентных целевых ориентиров.
- Оказание скрытого воздействия на социально-экономические процессы, путем применения интеллектуально-волевых механизмов, методов воздействия на сознание.
- Принятие объектом управления необходимого решения, которое запланировано субъектом управления без идентификации управленческого воздействия.
- Выполнение заранее предопределенных действий субъектами управленческого воздействия за счет воздействия на их мыслительные процессы.
Рисунок 1. Латентный менеджмент. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Составляющие латентного менеджмента
Основными составляющими латентного управления являются:
- Сбор и анализ информации - выявление стереотипов, шаблонов мышления свойственных процессам принятия и реализации решений в предполагаемом объекте латентного управления.
- Прогнозирование – определение возможностей перспективных изменений в объекте управления в результате оказываемого на него скрытого воздействия.
- Построение сценария управленческого воздействия. В сценарии отражаются цель, способы и методы воздействия, применяемые технологии, подходы.
- Моделирование - проигрывание сценария управления латентного характера.
- Режиссура воздействия - организация латентного воздействия и подготовка инструментов реагирования на возникающие при осуществлении воздействия сложности.
Реализация данных действий проводится в соответствии с применяемым механизмом латентного менеджмента. Он представлен совокупностью методов, приемов, инструментария реализации скрытого воздействия.
Методы латентного менеджмента
Латентное управление реализуется в опоре на применение следующих методов:
- Метод фальсификации информации, применяемой объектом латентного управления. Данный метод предполагает проведение опровержений рефлексивных представлений и акцентирование внимания на логических положений объекта управления, путем формирования в его сознании их недостоверности на базе предоставления подтверждающих фактов.
- Метод дезинформации объекта латентного управления. Здесь осуществляется предоставление недостоверных данных, специальная фальсификация фактов, что приводит к формированию ложных данных, ложных представлений для определенных целей.
- Метод гипертрофирования информации. Метод основан на повышениизначимости фактов, информации, представлений определенного рода путем акцентирования на них особого внимания, придания значимости их содержанию и назначению и отдельным составным компонентам, характеристикам.
- Метод пересемантизации информации. Метод связан со смысловым преобразованием слов, понятий и терминов в целях изменения контекста, представления о содержании воспринимаемой информации.
- Метод мистификации. Он предполагает специальное введение в заблуждение, наполнение объекта управления ложными данными путем иллюзорного представления определенных событий, процессов.
- Метод провокации. Такие методы связаны с подстрекательством, реализацией побуждения к действиям определенного рода, с возможными отрицательными последствиями их реализации. Последствия данных действий не всегда являются предсказуемыми, но риск сопоставляется с высоким уровнем ожидаемого полезного эффекта.
- Метод подлога. Проводится материализованное искажение истины, с целью введения кого-либо в заблуждение. Подложные сведения включаются в документы, награды, премии.
Латентное управление может иметь, как конструктивный, так и деструктивный характер. Все зависит от конкретных методов его реализации и ориентиров. Естественно, что управление должно быть направлено на развитие, повышение стойкости социально-экономической системы, но в ряде случаев оно ориентируется на социально-экономическое разрушение, т. е., именно целевые ориентиры менеджмента лежат в основе конструктивности или деструктивности форм латентного управления.