Краудфандинг – это форма совместного финансирования той или иной деятельности.
Ею предполагается сбор средств из различных источников на реализацию какого-то проекта. Причем, этот проект не обязательно должен носить коммерческий характер, т. е. быть ориентированным на получение прибыли и возврат вложенных средств. Средства могут собираться на безвозмездной основе.
Официальное появления краундфандинга в России приходится на 2020 год, когда он получил законодательное закрепление, т. е. финансирование проектов, путем их размещения на интернет площадках краунд-фандинга получило правовую основу. Краундфандинг активно используется в качестве источника финансирования инновационных проектов, а также, различных проектов социальной направленности и защиты окружающей среды.
Особенности краундфандинга в России
В 2012 г. появились первые российские краудфандинговые площадки Planeta и BoomStarter, а к 2016 г. через крупнейшие платформы России было собрано 2 млрд руб. (или 33,2 млн долл. по курсу 60 руб./ долл.).
Специфическими чертами развития краундфандинга в России являются:
- привлечение государства к финансированию проектов. Это особенно касается проектов социальной направленности, а также, оказание помощи государством в развитии малого бизнеса путем субсидирования их деятельности на начальных этапах выхода на рынок;
- вовлечение и банков в краудфандинговую деятельность. Так, в 2016 г. был запущен проект «Поток» от Альфа Банка. «Поток» - это краудфандинговая платформа, позволяющая физическим лицам одалживать деньги компаниям напрямую (P2B-кредитование). Платформа создана банком, который берет определенное комиссионное вознаграждение за сбор средств по каждому проекту;
- низкие объемы сбора средств на данных платформах в сравнении с иностранными. Как правило, доверие граждан, к такого рода сборам, является низким.
Краундфантинг в России продолжает развиваться и набирать популярность, охватывая большой круг участников и повышая лояльность аудитории. Основными тенденциями его текущего развития в РФ являются:
- ориентация использования интернет-платформ краундфандинга на финансирование бизнес-проектов;
- рост количество платформ краундфандинга и увеличение количества инансируемых проектов данным способом;
- развитие акционерного краудфандинга;
- активное развитие новых, более эффективных бизнес-моделей краудфандинга;
- совершенствование законодательства в области регулирование деятельности краундфандинговых площадок.
Обзор текущего состояния рынка краундфандинга России
На сегодняшний день реализация инвестирования инновационных и иных проектов с применением интернет-платформ краундфандинга осуществляется по трем основным направлениям:
- Краудлендинг или предоставление займов на реализацию проектов. Он представляет собой процесс предоставления процентных займов под финансирование проектов, которые размещаются на соответствующей платформе. Займы отличаются от займов, выдаваемых банковскими институтами низкими процентными ставками, сроками предоставления и отсутствием необходимости обеспечения, гарантий т.е. могут выдаваться новым субъектам бизнеса на развитие их идей. Наибольший объем таких займов предоставлен субъектам малого бизнеса, испытывающим потребность в быстром финансировании на краткий временной промежуток в целях пополнения оборотного капитала. В 2021 г. объем привлеченных средств путем краудлендинга составил 9,06 млрд. руб., что составляет 64% от общего объема привлеченных денежных средств. Интересно отметить, что в данной сфере деятельности сформирована олигополия т.е. существует пара платформ, занимающихся предоставлением займов данного типа и полноценно контролирующих рынок.
- Краудвестинг или приобретение эмиссионных ценных бумаг. Он является процессом инвестирования денежных средств в компании путем покупки их ценных бумаг, предлагаемых с помощью инвестиционной платформы. Инвестиции такого рода в большей степени ориентированы на финансирование проектов крупных предприятий, корпораций. Однако, имеются случаи покупки акций субъектов малого и среднего бизнеса. По итогам 2021 года отмечается рост объемов привлечения средств путем размещения акций. Его доля в общем объеме краундфандинга составила 35, 7 %. Рынок краудинвестинга, также, имеет форму олигополии, поскольку, формируется двумя-тремя крупными инвестиционными платформами.
- УЦП – приобретение утилитарных цифровых прав.
Рисунок 1. Объем средств, привлеченных с использованием инвестиционных платформ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно статистическим данным и аналитическим обзорам, проводимым Росстатом и Банком России, рынок краундфандинга характеризуется ростом в 2021 году. По сравнению с 2020 годом его темпы роста в отношении объемов собранных средств, количества реализованных проектов значительно опережают темпы роста рынка 2020 года – на 45,7 %. По итогам 2021 года объем привлеченных денежных средств увеличился на 97 % - с 7 млрд до 13,8 млрд руб. Это связано с ростом предпринимательской активности, спад которой наблюдался в 2019 и 2020 году. Объемов займов, количество новых рыночных игроков значительно возросло в 2021 году.
Если рассматривать отраслевой разрез привлечения финансовых средств краундфандиговыми площадками РФ, то наибольшая доля приходится на торговую сферу деятельности субъектов малого предпринимательства. Второе место занимает строительство разного рода – проекты строительства жилых зданий, офисов. На третьем месте стоят транспортные компании, реализующие перевозки различного вида, и сфера общественного питания (ресторанный бизнес, кафе, закусочные и т. д.).
Наиболее активными инвесторами краундфандинговых площадок выступаютфизические лица, не являющиеся профессиональными инвесторами. На их долю приходится свыше 80 % финансирования проектов разного типа. На долю профессиональных инвесторов приходится только 6,7 % финансирования, а 4 % занимают организации различных форм собственности.
Рисунок 2. Активные заемщики на инвестиционных платформах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ