Инновативность – это характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая его способность к внедрению новшеств, ориентацию на инновационное развитие, технологическое и методологическое обновление всех процессов, а также, навыки видения вариантов решения поставленной задачи нестандартными способами, выявления скрытых возможностей и угроз деятельности.
Инновативность выступает показателем деятельности компании, на основании которого дается оценка эффективности ее деятельности, возможностей роста и развития, занятия стабильных позиций и показателей итоговых достижений.
За счет внедрение новшеств организации получают преимущества по сравнению с конкурентами, что говорит о том, что инновативность является фактором конкурентоспособности организации. Инновации способны удовлетворять меняющиеся общественные потребности и формировать принципиально новые объекты спроса.
Рисунок 1.
Критерии инновативности деятельности организации
Чтобы оценить насколько организация склонна к новациям в своей деятельности, использует ли она инновационную стратегию развития и инновационную политику в качестве фундамента укрепления конкурентных позиций, требуется оценка следующих показателей:
- Интенсификация инновационного развития. Оценивается уровень инновационности хозяйствующего субъекта, посредством расчета инноваций, применяемых компанией в течение определенного временного промежутка.
- Скорость инновационного развития. Оценивается быстрота внедрения новшеств в различные аспекты деятельности, бизнес-процессы по мере ее первого выхода на рынок. По сути, анализируются возможности и способности компании реагировать на новшества и стремления к их практическому использованию в своей хозяйственной деятельности.
- Коэффициент инновационности. Он отражает долю затрат на разработку инноваций т.е. какие расходы несет компания на внедрение того или иного новшества, какова их себестоимость и каковы выгоды от ее использования.
- Инновационность менеджмента. Данный критерий отражает уровень инновационного подхода к управлению хозяйствующим субъектом. Оценивается использование новых методов управления, взаимодействия с персоналом, организации работы, установления взаимодействия с клиентами и потребителями.
- Маркетинговые инновации. Они отражают новшества в направлениях продвижения продукции, расширения рынков сбыта и способах привлечения потребителей.
- Наличие доступа хозяйствующего субъекта к новым технологиям, а также скорость их разработки.
- Наличие обеспеченного доступа к источникам финансирования значительных капиталовложений в создание, приобретение новых технологий и их освоение. Это предполагает наличие собственного научного отдела, исследовательского центра, в котором реализуется разработка технологий и новых технологичных продуктов, лицензий на проведение определенных видов деятельности, научно-технических разработок или же, использования для этих целей аутсорсинговых компаний, которые реализуют исследования и разработку инноваций.
Факторы, воздействующие на инновативность деятельности компании
От того, насколько эффективно компания реализует политику конкурентной борьбы зависит эффективность итоговой деятельности и ее прибыльность.
Инновативность, будучи ведущим фактором конкурентоспособности организации, подвержена воздействию ряда факторов. К ним относятся:
- Роль инноваций для потребителей, их целевых ориентиров и удовлетворения потребностей. Рассматриваются параметры спроса граждан и промышленных предприятий, а также иных коммерческих структур, в направлении удовлетворения спроса которых реализуется деятельность организации. Инновационность деятельность является залогом успеха и продвижения компании, возможностей занятия и сохранения своих рыночных позиций в условиях динамичного развития социально-экономической сферы.
- Источники финансирования разработок. Оценивается наличие нескольких источников финансирования и их величина. Естественно, что от вида источника финансирования и его надежности зависит эффективность инновационного проекта. Возможность привлечения внешних источников финансирования, в том числе и возможность работать по государственным контрактам, повышает инновационную активность предприятия. Если организация не имеет возможности привлечения финансовых ресурсов из разных источников, то и ее возможности реализации инновационных проектов снижаются, что отрицательно сказывается на уровне инновативности компании.
- Отраслевые ориентиры деятельности. Инновативность определяется и сферой предпринимательской деятельности, а также, рыночной нишей организации. В ряде отраслей инновации применяются в малом объеме и только в направлении улучшения хозяйственных процессов, производственной деятельности. В некоторых отраслях, в частности, IT-сфере, инновации сопровождают все этапы деятельности.
- Стадия отраслевого жизненного цикла. На каждой стадии деятельности организации преобладают инновации определенного типа. Если в новых отраслях деятельности, субъектами которой являются малые предприятия преобладают радикальные инновации т.е. компании ориентируются на выход на рынок с инновационной продукцией, то в «старых» отраслях преобладают инновации, ориентированные на улучшение текущей хозяйственной деятельности, обновление технологий.
Уровень инновативности хозяйствующего субъекта можно повысить за счет применения инновационных ресурсов и расширения инновационного потенциала.
Инновационные ресурсы включают все имеющиеся средства, с помощью которых реализуется инновационная деятельность. Сюда входят наличие квалифицированного персонала, технологическое оснащение, интеллектуальная собственность, система коммуникаций, инфраструктура и т. д.
Инновационный потенциал организации отражает максимальный объем инновационной продукции, который может быть создан при полном задействовании имеющихся инновационных ресурсов. Оценивается, насколько организация реализует свой потенциал и может максимизировать инновационную активность.