Понятие инновационной идеи и ее роль в развитии общества
Инновационная идея – это новая нестандартная мысль, характеризующаяся уникальностью и возможностью практической проработки в целях принесения социально-значимого полезного эффекта.
Естественно, что не всякую идею можно считать инновационной. Инновационная идея является именно оригинальной мыслью, реализующей освещение той или иной проблемы, различных вопросов.
Основными критериями, позволяющими отнести идею к инновационным и реализовывать ее на практике в дальнейшем являются:
- Соответствие идеи современному направлению (тренду) развития соответствующей области хозяйствования и востребованность в экономике. Это означает, что реализация данной идеи является актуальной в текущих условиях деятельности, в определенных процессах. Только такая идея приобретает статус инновационной. В качестве параметров соответствия идеи актуальным трендам рассматриваются тенденции мирового экономического развития, научно-технические достижения, прогрессивные формы хозяйствования. Инновационная идея должна основываться на современных научных представлениях, использовать последние технические разработки, применять передовые технологии и организационные схемы.
- Потребность экономической сферы в практической разработке данной идеи. Идея должна быть актуальной для текущего этапа экономического развития. Идея может быть оригинальной, технологически востребованной и прогрессивной, но не иметь реальной возможности реализации в конкретных условиях хозяйствования. Экономическая сфера, может быть попросту не готова к данным новшествам. Это обуславливает необходимость ориентации идеи на текущие потребности рынка и производственные возможности.
- Конкурентоспособность идеи. Идея и итоги ее воплощения должны обеспечивать конкурентоспособность отдельного хозяйствующего субъекта, отрасли, экономики в целом.
- Локальное новшество. Идея может касаться обновления, новаторских разработок на конкретной территории т.е. иметь локальный характер. Идея не должна обязательно ориентироваться на охват всей экономики. она может способствовать развитию отдельного предприятия или региона.
- Ориентация на будущее. Инновационные идеи обязательно должны быть ориентированы на перспективное применение, что предполагает включение в ее состав инновационных технологий, цифровых достижений, научно-технических разработок. В этом случае инновационной идеи обеспечено длительное существование развитие и продвижение.
Таким образом, сущность и роль инновационных идей в общественном развитии сводится к их ориентации на достижения, прорывы, выход на новые уровни развития, как на локальном уровне, так и на уровне всей социально-экономической сферы. Инновационные идеи способствуют распространению и закреплению передового опыта.
Алгоритм разработки инновационной идеи
Выдвижение инновационной идеи является непростым и достаточно трудоемким процессом. Придумывание чего-то нового и интересного не является завершающим этапом выдвижения инновационной идеи. Идея требует своего обоснования и проверки.
Алгоритм выдвижения инновационной идеи включает следующую последовательность действий:
- Предварительная стадия разработки идеи. Она связана с определением направления мысли, задачи, требующей разрешения и выявлением новизны, предлагаемого решения. Здесь же, определяется перечень пользователей данной идеи и ее результатов, потребители инновационных технологий, продуктов, ресурсное обеспечение разработки и реализации идеи и препятствия по ее реализации. На данном этапе происходит отсеивание неактуальных идей и утверждение той или тех, которые могут быть проработаны.
- Проведение концептуального тестирования. Данное тестирование производится через обратную связь с клиентами, по ходу организации интервью, фокус-групп или проведения исследования рынка.
- Проведение A/B тестов. Они применяются в целях проверки гипотез. Реализуется выдвижение различных идей, предположений о возможностях их реализации, востребованности, принятии в той или иной сфере деятельности и проводятся исследования, эксперименты для подтверждения данных гипотез. Тестировать можно что угодно, от веб-сайта или функции приложения до фундаментального различия в предлагаемых услугах. Группа, участвующая в экспериментах делится на два типа: экспериментальная и контрольная. Рассматривается восприятие инновации каждой группы, делаются сравнения.
- Проведение тестирования прототипа. На данном этапе проводится тестирование практического использования проработанной идеи. При этом, идея не является еще полностью воплощенной. Но ее практические аспекты применения проходят оценку.
- Технико-экономическое обоснование выдвинутой идеи. Проводится анализ созданного конечного продукта, последние тесты его эффективности и актуальности применения, выявляются недостатки и вносятся коррективы. В итоге, дается обоснование эффекта разработанной идеи и ее пользы для решения конкретных задач. Данный этап позволяет избежать необоснованных затрат на практическую реализацию идеи в случаях ее неполноценной проработки и необходимости доработки.
Таким образом, процесс разработки инновационной идеи предполагает проведения тестирования ее эффективности и возможности практического воплощения на всех этапах ее формирования. Тесты позволяют понять с самого начала выдвижения идеи стоит она дальнейшей проработки или нет, выявить возможные варианты ее реализации, вносить поправки по мере ее доработки и привести к окончательному итоговому результату, который может быть практически воплощен.
Важно отметить, что ценность инновационной идеи состоит в получении от ее использования определенных выгод. Выгода растет по мере коммерциализации идеи. Чем выше получаемый доход от использования той или иной идеи, тем выше ее ценность.