Сущностные аспекты инновационной идеи
Инновационная идея – это новая нестандартная мысль, которая ориентирована на разработку новых продуктов, технологий, видов деятельности, подходов к управлению, организации различных видов деятельности, обеспечивающих принесение полезного эффекта, имеющего социальной, экономическое и иное значение.
Инновационная идея составляет основу инновационной деятельности. Любые инновационные разработки имеют идейную основу их осуществления.
Сущность инновационной идеи сводится к следующему:
- Идея, будучи мысленным прообразом какого-либо предмета, явления, действия оказывает определенное воздействие на уровень развития общества. В этом и состоит ее инновационность.
- Практическая реализация инновационных идей обеспечивает качественный и количественный рост производства, бизнес-процесса или создание новой отрасли / услуги.
- Реализация инновационных идей сопряжена с высоким уровнем риска, но, одновременно, обеспечивает получение сверхприбыли при успешной реализации.
- Инновационная идея может стать зародышем или катализатором прорывного проекта с мировым рыночным потенциалом.
- Повышение сверхбольшой добавленной стоимости в результате проработки и практической реализации инновационной идеи.
- Развитие инновационного мышления социальной сферы за счет выдвижения инновационных идей.
Следует отметить, что любая инновационная идея имеет двоякий характер. С одной стороны, она стимулирует внедрение инноваций в различные процессы, а с другой стороны, не каждая инновационная идея подлежит реализации, а эффект от ее реализации не всегда оправдывает вложения. Потому, инновационные идеи требуют анализа и оценки для обоснования их дальнейшей проработки и необходимости данного процесса.
Ведущим условием разработки инновационной идеи является уход от стандартов деятельности. Инновационность требует нестандартности подходов, видов и направлений деятельности. Креативность мышления – ключевая опора инновационных разработок.
Методика оценки инновационных идей
Оценка инноваций, особенно на этапе идеи, представляет собой довольно трудоемкий и сложно реализуемый процесс. Это обусловлено специфическими показателями инноваций и нестандартностью инновационных идей. Среди специфических характеристик инновационных идей можно выделить следующие:
- отсутствие однозначного определения понятия «инновация», что не позволяет выделить перечень четких критериев оценки их значимости;
- низкий уровень формализации показателей оценки инноваций;
- связь инновационных процессов с уровнем развития общества, условиями хозяйственной деятельности, социальными процессами и экономическими явлениями;
- отсутствие стандартов для оценки инноваций. На сегодняшний день не разработано четких стандартов оценки инноваций и их практической значимости, составлены, только, общие рекомендации по проведению оценочной деятельности;
- отсутствие статистических данных для анализа инновационного продукта, услуги, технологии;
- отсутствие способов измерения инноваций;
- субъективный характер используемых критериев оценки инноваций.
Методология оценки инновационной деятельности на этапе зарождения инновационной идеи сводится к использованию следующей последовательности операций, включающих применение конкретных методов анализа:
- Оценка эффективности инновационной идеи. Данный метод находит активное применение при оценки инновационного проекта. Но на стадии зарождения инновационной идеи и оценки ее целесообразности ее реализации, его использование, также, актуально.
- Оценка качества инновационной идеи и ее практического воплощения. Данный метод предполагает проведение измерений потребительской ценности идеи. Получается, что проводится анализ актуальности вывода на рынок результатов воплощения данной идеи в виде готовой продукции, технологии, услуги. Оценивается возможность формирования платежеспособного спроса на конкретном рынке, рыночном сегменте.
- Оценка коммерческого потенциала инновационной идеи. Измерение коммерческого потенциала проводится для оценки возможности коммерциализации инновации. Оценивается принесение коммерческого эффекта и его величина в случае воплощения идеи в готовый инновационный продукт, услугу, технологию и т. д. Стоит отметить, что в основе применения данных методов лежит технология экспертного оценивания. Проводится анализ рынков, рыночной конъюнктуры, макроэкономической динамики и иных факторов. применение методов обеспечивает удобство сравнения инновационных идей между собой, т. е. обеспечивает выбор наиболее перспективной идеи из нескольких альтернатив. При этом невозможно произвести оценку общего уровня инновационности идеи, т. е. показать насколько ее результаты новы и уникальны. В этой связи, применяются и иные методы в ходе анализа инновационных идей.
- Экспертно-квалиметрический метод (ЭКМ). Он базируется на проведении экспертной количественной оценки инноваций в опоре на определенную совокупность показателей. ЭКМ позволяет сравнивать множество идей и учитывать влияние спроса и производственных возможностей на их реализацию. Применение метода ограничивается спецификой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта. Для оценки инновационных идей, имеющихся национальный или глобальный характер реализации метод неприменим.
- Метод оценки идеи через показатели экономической эффективности инновационных проектов. К ним относятся уровень доходности, срок окупаемости вложений, чистый приведенный доход, индекс рентабельности и иные показатели, позволяющие оценить величину экономической выгоды, которую принесет конкретная инновационная идея. Но опять-таки, данный метод сложно применим к инновациям глобального характера. Также, если инновационная идея имеет прорывной характер, т. е. она уникальна, и результаты ее реализации не имеют рыночных аналогов, то оценка данных мероприятий довольно проблематична.