Инновационная деятельность предприятия
Современное предприятие не может вести свою деятельность без инноваций, которые так необходимы в современных условиях рынка.
Инновационная деятельность предприятия – это совокупность всех финансовых, коммерческий, технологических, организационных элементов, которые необходимы для выпуска и производства новых товаров или услуг на потребительский рынок.
Предпринимательская деятельность не должна ограничиваться стандартным набором инструментов, должен быть полет творческого характера, который в следствии и направлен на развитие предприятия. Инновации и их разработка на данный момент просто необходимы рынку и потребителям. В инновационной деятельности участвует все предприятие. Все его отделы и руководители, на эту деятельность влияют как внешние факторы (экономика страны, государство, потребительские предпочтения и т.п.), так и внутренние (новое оборудование, квалифицированный персонал).
Инновации носят характер не постоянный, их жизненный цикл имеет место заканчиваться, в момент, когда на рынок вышел инновационный продукт, а начаться с момента зарождения идеи.
Виды инноваций на предприятии
Все инновационные процессы в общем можно разделить на две большие группы: инновации на предприятиях производственного назначения и инновации на предприятиях сферы услуг.
Итак, на производственных предприятиях встречаются следующие виды инноваций:
- Продуктовые. Этот вид инноваций подразумевает производство совершенно нового инновационного вида продукта (товара), который принципиально отличается от других товаров на рынке по различным характеристикам: упаковка, содержание, форма, конструктив, наличие в нем других компонентов и т.д.
- Процессные. Этот вид инноваций предполагает использование совершенно новых методов производства, то есть целого процесса. Например, закупка нового современного оборудования и наем высококлассных специалистов помогает построить инновационный процесс производства товара, в результате чего производство будет более высокого качества за счет: высокой скорости, технологичности, выше производительность труда и т.д.
Если говорить о сфере услуг, то тут инновации проявляются также в новом подходе к реализации процесса предоставления услуг. Например, салон красоты закупил новое оборудование, внедрил новую систему оплаты клиентами или разработали комплекс услуг по косметологии, который принципиально отличается от конкурентов характеристиками.
Анализ инновационной деятельности
Для анализа инновационной деятельности предприятия применяется целый ряд показателей.
Показатели затратного характера:
- Показатели, которые относятся к затратам на НИОКР, также оценивается их удельный вес в общем объеме затрат предприятия;
- Расходы на приобретение необходимых лицензий, сертификатов и патентов;
- Анализ затрат на покупку инновационных компаний;
- Анализ деятельности организации по реализации фондов внутри фирмы для поддержки инновационных идей работников.
Также применяются показатели, которые необходимы для анализа динамика общего инновационного процесса в организации:
- Анализ показателя инноваций;
- Анализ временного отрезка, который необходим для разработки инновационного продукта;
- Время, на подготовку к выпуску инновационного товара на предприятии;
- Общее время на производственный цикл товара.
Показатели структурного порядка:
- Анализ и наличие на фирме отделов по инновационным разработкам;
- Наличие совместных предприятий по разработке инновационного продукта;
- Общее количество персонала, занятого в НИОКР;
- Наличие обособленных бригад, которые заняты творческой деятельностью.