Технология клиент-сервер — это технология, которая предусматривает присутствие двух отдельных, но взаимосвязанных компонентов, а именно сервера и клиента, осуществляющих информационный обмен по сети.
Распределённая обработка информации
Реализация локальной вычислительной сети в организации позволяет осуществить распределение ресурсных возможностей персональных компьютеров по конкретным рабочим сферам деятельности и поменять технологию работы с информацией в сторону её децентрализации.
Распределённая обработка информации обладает следующими преимуществами:
- Можно увеличить количество пользователей, работающих удалённо, и осуществляющих операции сбора, переработки, сохранения и трансляции информационных данных.
- Можно снять пиковые нагрузки с центральной базы данных за счёт перераспределения обработки и сохранения локальных баз данных на различных персональных компьютерах.
- Появляется возможность обеспечить доступ пользователям к вычислительным мощностям локальной вычислительной сети.
- Появляется возможность реализовать информационный обмен среди удалённых пользователей.
Когда осуществляется распределённая обработка данных, то на логическом уровне работа с базой выполняется на пользовательском компьютере, а функции поддержки актуальности данных в базе осуществляет сервер. Базы данных подразделяются на локальные и распределённые.
Под локальной базой данных понимается база, расположенная целиком на одном персональном компьютере. Этот компьютер может быть, как сервером, так и обычным пользовательским компьютером.
Главным отличием распределённой базы данных является её размещение на наборе персональных компьютеров, наиболее часто на серверах. На сегодняшний день сформированы информационные базы по каждому направлению деятельности человека, в экономической, финансовой и других сферах. Формирование распределённых информационных баз обуславливалось двумя разнонаправленными аспектами работы с данными, а именно, интеграцией и децентрализацией.
Интеграция информационной обработки имеет в виду централизованный тип управления и ведения информационных баз. Децентрализация информационной обработки позволяет обеспечить возможность хранения информации там, где она возникла или обрабатывается, причём быстродействие растёт в этом случае, а себестоимость уменьшается при росте уровня системной надёжности.
Технология клиент-сервер
Обеспечение пользовательского доступа к распределённой базе данных и выполнение административных функций выполняется при посредстве системы управления распределённой базой данных, обеспечивающей следующие функции:
- Обнаружение в автоматическом режиме компьютера, который хранит необходимую в соответствии с запросом информацию.
- Разбиение запросов, имеющих распределённый характер, на ряд подзапросов к информационным базам разных персональных компьютеров.
- Формирование плана выполнения запросов.
- Пересылку конкретных подзапросов и их выполнение на сетевых персональных компьютерах.
- Получение итогов реализации конкретных подзапросов.
- Поддержка в актуальном состоянии информационных дубликатов на разных сетевых персональных компьютерах.
- Организация параллельного пользовательского доступа к распределённой базе данных.
- Защита распределённой базы данных от несанкционированного доступа и повреждений.
Распределённая работа с информационными данными осуществляется при посредстве технологии «клиент-сервер». Данная технология подразумевает, что все сетевые компьютеры обладают своим предназначением и осуществляют свои определённые функции. Одна компьютерная группа обладает и может распоряжаться информационными и вычислительными ресурсами, такими как процессорные модули, система файлов, почта и так далее, а другая группа может выполнять обращения к данным сервисам и пользоваться их возможностями. То есть, представленная технология подразумевает наличие элементов двух типов, это серверы и клиенты.
Сервером является объект, который предоставляет свои сервисные возможности другим сетевым объектам по их требованиям. Сервисом считается процедура по клиентскому обслуживанию. Сервер осуществляет операции по клиентским запросам и осуществляет управление процессами по выполнению заданий, содержащихся в запросах. По завершении работы над каждым заданием, сервер пересылает итоговые результаты клиенту, который делал запрос.
Сервисная функция в архитектурной организации «клиент-сервер» может быть описана комплектом прикладных программных продуктов, согласно которым осуществляются разные прикладные операции.
Клиентами являются рабочие станции, использующие серверные ресурсы и предоставляющие пользователям необходимые интерфейсные возможности. Интерфейсы пользователя являются процедурами, обеспечивающими взаимодействие пользователей с системными или сетевыми ресурсами. Клиент считается обладателем инициативы и может использовать электронную почту или другие серверные возможности. В этой процедуре клиент выполняет запрос типа требуемого обслуживания, начинает сеанс, ждёт получения необходимых ему итогов и передаёт сообщение серверу о завершении работы.
Одним из базовых законов технологии «клиент-сервер» является подразделение функций стандартных интерактивных приложений на следующие группы, которые имеют разную природу:
- Функция занесения и отображения информации.
- Выполнение прикладных операций работы с данными, которые характерны для разрешения задач выбранной сферы деятельности. К примеру, для банковской сферы это может быть пересылка финансов, открытие счёта и так далее.
- Выполнение операций сохранения и управления информационными и ресурсами вычислений. То есть управление информационными базами данных, файловыми системами и так далее.
Согласно этой классификации, любое программное приложение должно обладать логическими компонентами, выполняющими функции перечисленных выше групп.