Создание web-квеста по информатике — это использование современной образовательной технологии, предполагающей целенаправленную поисковую деятельность учеников с применением информационных ресурсов Интернета для исполнения учебного задания по информатике.
Общие сведения о web-квестах
Английское слово Quest в переводе означает выполнение продолжительного целенаправленного поиска, который можно связать с приключениями или игрой. Кроме того, данный термин предназначен, для того чтобы обозначить одну из разновидностей компьютерной игры. Образовательный web-квест (webquest) является проблемным заданием, содержащим элементы ролевых игр, для исполнения которого необходимо использовать информационные ресурсы сети Интернет.
Web-квестом является сайт или задание в сети Интернет, с которым могут работать ученики, занимаясь выполнением какой-либо учебной задачи. Создаются подобные web-квесты, для того чтобы максимально интегрировать Интернет в разные учебные предметы на различных уровнях обучения в ходе учебного процесса. Они могут охватывать отдельные проблемы, учебные предметы, темы, могут быть и меж предметными.
Характерной чертой образовательных web-квестов может считаться тот факт, что какой-то фрагмент или же вся информация для самостоятельной или групповой работы учеников с ним расположена на разных web-сайтах. Помимо этого, итогом работы с web-квестом может быть публикация работ учеников в форме web-страниц и web-сайтов.
Web-квестом является сценарий осуществления проектной деятельности учеников по определенной теме. Web-квест представляет собой форму урока, ориентированного на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, в которой главная часть информации должна добываться через ресурсы сети Интернет. Web-квест считается очень популярным и современным видом образовательных Интернет-технологий.
Создание web-квеста по информатике
Интернет-технологией в методике обучения информатике является набор форм, методов, способов, приемов обучения с использованием сети Интернет. Web-квест считается самым сложным способом как для учеников, так и для преподавателей. Основными преимуществами технологии web-квест являются следующие аспекты:
- Web-квест представляет собой новое средство применения технологий для формирования урока, который ориентирован на учащихся, вовлеченных в учебный процесс, и развивающим их критическое мышление.
- Web-квест — это web-проект, в котором все материалы, которыми пользуются ученики, берутся из Интернета.
- Web-квест подразумевает наличие рационального планирования времени учеников, направленного в основном не на поиск информации, а на ее использование.
В качестве примера опытно-экспериментальной проверки образовательного web-квеста по информатике рассмотрим разработанный и внедренный специалистами в учебный процесс web-квест «Алгоритмы», который предназначен для учащихся старших классов общеобразовательной средней школы.
По длительности исполнения этот web-квест может считаться как долгосрочный, поскольку он рассчитан на три недели и в результате проведения может потребовать от учащихся умения выполнять глубокий анализ приобретенных знаний, умения их трансформировать, овладеть материалом в такой степени, чтобы быть способным создавать задания для работы по теме.
По предметному содержанию web-квест «Алгоритмы» представляет собой монопроектное задание, поскольку, для того чтобы его пройти требуются знания и умения из одного предмета, а именно, информатики и информационно-коммуникационных технологий. После прохождения web-квеста учащиеся получают знания, умения и навыки по этому предмету.
По виду заданий, которые должны выполнять ученики, этот web-квест относится в равной степени, как к компиляционным заданиям, так и к творческим. Сущность компиляционных заданий (compilation task) состоит в том, что ученики обязаны брать информацию из разных источников и преобразовать ее в единый формат. Итоговую компиляцию можно опубликовать в сети Интернет или представить в форме какого-нибудь осязаемого или нецифрового продукта.
Творческие web-квесты (creative products task) могут потребовать от учеников формирования какого-нибудь продукта в определенном формате, то есть, в виде картины, пьесы, постера, игры, песни, web-сайта, мультимедийной презентации и тому подобное. Творческие проекты выступают как наиболее свободные и непредсказуемые в своих результатах. При выполнении оценки подобных проектов необходимо больше внимания уделять творчеству и самовыражению учеников.
Web-квест по теме «Алгоритмы» создавался с помощью Интернет-ресурса Google-сайты. Сайт имеет в своем составе следующие страницы:
- Главная страница.
- Страница вступление.
- Страница задание web-квеста.
На рисунке ниже изображена главная страница.
Рисунок 1. Главная страница. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На главной странице присутствует название web-квеста, данные о целях его прохождения и его месте в образовательных процессах, а также информация об авторе web-квеста, месте проведения, предметной и возрастной принадлежности и сроках исполнения работы.
После главной страницы ученики должны перейти на страницу «Вступление». На этой странице расположено приветствие ученикам и информация о работе с сайтом, которая должна побуждать к действию. На рисунке ниже показана страница «Вступление».
Рисунок 2. Страница «Вступление». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На странице «Задание web-квеста» показано общее задание для всех, участвующих в web-квесте, а также алгоритм его исполнения. Страница «Задание web-квеста» изображена на рисунке ниже.
Рисунок 3. Страница «Задание web-квеста». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все ученики могут ознакомиться с общим заданием для всех групп, а затем следует перейти на страницу «Процесс работы». Преподаватель должен предложить учащимся разделиться на группы по интересам и перейти на одну из следующих ролевых страниц:
- Страница «Исследователи».
- Страница «Историки».
- Страница «Исполнители».
Там располагаются задания, предназначенные непосредственно для групп