Программирование в Бейсике — это программирование на языке Бейсик и связанной с ним средой разработки, созданных как средство обучения студентов и пользователей, не связанных с программированием, для решения простых профессиональных задач.
Введение
Предназначением алгоритмического языка Бейсик является в основном использование его в режиме диалога пользователя и компьютера. Данный язык имеет ориентацию на разрешение разных проблем вычислительного и иного характера при незначительном объёме исходных данных. Язык был назван BASIC как сокращение от английских слов Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code, что переводится как многоцелевой язык символических инструкций для начинающих.
Необходимо отметить, что нет стандарта на язык Бейсик и разные его версии могут иметь значительные отличия одна от другой.
Программирование в Бейсике
В языке Бейсик имеются средства, позволяющие описать работу алгоритма, которые применяются при формировании программы, и это операторы языка Бейсик, а также средства, которые предназначены для организации диалога пользователя и компьютера. Они обладают форматом приказов для оперативного исполнения и именуются командами. Главным режимом работы в Бейсик считается программный режим, в котором заранее сформированная программа целиком заносится в компьютер и далее исполняется.
Программа на Бейсик составляется из строк, которым могут назначаться номера. Одна строка может содержать один или набор операторов, отделённых двоеточием. Как правило, нумерация строк начинается с десяти и далее идёт с шагом десять. Нумерация строк применяется в операторах, чтобы передать управление. Причём оператор, получающий управление, обязан находится первым в строке.
Ниже приведён пример простой программы на языке Бейсик:
Рисунок 1. Программа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В данном примере вычисляется сумма первых десяти натуральных чисел. Назначение всех операторов и очерёдность их исполнения являются очевидными. Итоговым результатом исполнения данной программы станет определение величины S, а оператор PRINT выведет это значение на дисплей.
Язык Бейсик использует следующий набор символов:
- Все двадцать шесть заглавных букв латинского алфавита от А до Z.
- Все десять цифр от нуля до девяти.
- Набор служебных символов, а именно, точка (.), точка с запятой (;), кавычки («»), апостроф.
- Набор знаков арифметических операций, то есть, плюс (+), минус (-), символ умножения (*), символ деления (/), символ возведения в степень (^).
- Знак круглые скобки ( ).
- Знак пробела.
- Знаки логических операций (отношения), а именно, знаки больше, меньше и равно.
- Другие вспомогательные знаки, такие как символ доллара ($) и так далее.) и так далее.
- Все буквы русского алфавита от А до Я.
Числа записываются на Бейсике в формате, приближённом к естественному. Числа, которые не имеют дробных составляющих, пишутся обычным образом в виде очерёдности цифр с соответствующим знаком, при этом знак плюс может не указываться. Если в числе имеется дробная часть, то она должна отделяться от целой части при помощи точки. Этот формат представления чисел именуется основным. Можно записывать также числа в формате с порядком числа. К примеру, число 0,00033, у которого эквивалентом является запись 3,3*10-4,
на языке Бейсик записывается следующим образом 3.3E—4. Здесь E—4 применяется вместо 10-4. Число 1000000, или в другой записи 106 может записываться в виде 1E6. Буква Е и идущее за ней число именуются порядком. Целое число при записи порядка должно иметь не больше пары цифр. Перед порядком всегда должно указываться число, представленное в основном формате.
Границы числового диапазона, допустимого для использования в языке Бейсик, располагаются от 10-38 до 1038. При этом количество значащих цифр не может быть больше шести, излишние цифры отбрасываются. К примеру, когда заносится число 71235466, то его представлением в компьютере будут являться только первые шесть цифр, то есть 7.12354*107. Если вводится число 1000002, то цифра два не будет учитываться и число запишется в память компьютера как 106.
Чтобы обозначить вещественные переменные, то есть переменные, значения которых являются вещественными числами, в Бейсике применяются имена, составленные или из одного символа (буквы), или из символа и цифры. К примеру, C, R2, B. В качестве символов применяются прописные и строчные буквы латинского алфавита. Если переменная является целочисленной, то есть имеет в качестве своих значений только целые числа, то к её имени прибавляется символ %. К примеру, B%, D 2%, F%.
Вещественные и целочисленные переменные могут обладать значениями только в диапазоне границ, указанных выше. Если происходит выход из допустимого диапазона, то появляется сообщение об ошибке.
При использовании на компьютере программы Бейсик можно применять стандартный набор программ, хранящихся в компьютерной памяти, для выполнения вычислений широко распространённых функций. Набор таких функций приведён в таблице ниже:
Рисунок 2. Таблица. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Аргумент стандартных функций следует заключать в круглые скобки. Аргументом могут служить любые арифметические выражения. Также необходимо заметить, что аргумент функции RND может быть опущен. Аргументы тригонометрических функций определяются в радианах.
Арифметические выражения в Бейсике должны соответствовать стандартной алгебраической записи. В состав арифметических выражений могут включаться числа, переменные, функции, между которыми стоят знаки арифметических операций. Числа, как и переменные, также считаются арифметическими выражениями.