Систематизация – это мыслительная деятельность, посредством которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного критерия.
Введение
Современное естествознание является целой системой естественных наук, таких как, физика, химия, биология, астрономия, геология и другие. Все эти науки обладают свей предметной областью, содержанием, структурой, методиками исследований, описывают одну из сторон природы и выстраивают свои модели. Например, физика занимается отображением физической картины мира, химия её химической стороны и так далее.
Однако при исследовании, и даже очень глубоком, но лишь одной из этих сторон, не стоит забывать, что окружающая действительность является цельной и единой. По этой причине самой главной проблемой естествознания считается восприятие фундаментальных универсальных законов материального мира и формирование общей, научно обоснованной его картины. То есть, построение такой модели мира, не имеющей противоречий, которая могла бы описать явления и процессы, существующие в окружающей действительности на основе единой точки зрения.
Научная дифференциация
Философская теория о переходе количества в качество находит подтверждение в накоплении количества и коррекции качества информации об окружающей действительности, её систематизации и классификации даже в границах натурфилософии, что способствовало подразделению природы, людей и общества на самостоятельные объекты познания и делению его единого поля на набор отдельных фрагментов. Данный процесс именуется дифференциацией.
Сфера познания сегодняшней науки имеет в своём составе примерно пятнадцать тысяч научных дисциплин. В познавательной структуре можно выделить следующие основные направления:
- Система познаний о людях, обществе, разных видах и форматах общественной жизни, то есть гуманитарная научная сфера.
- Система познаний о природных явлениях, то есть естествознание.
- Система познаний о технических устройствах и технологиях, то есть сфера технических наук.
При их подразделении происходило не просто деление единой предметной научной сферы. Были обнаружены общие основы данных сфер познания, а именно:
- Общий научный язык.
- Систематизация понятий.
- Конкретный набор методов исследования.
- Стереотипы, то есть модели и стили знания.
- Традиционное понимание действительности.
На этой базе были сформированы гуманитарное, естественнонаучное (рациональное) и техническое мышление.
Внутри всех областей познания были выделены ещё узконаправленные сферы. Таким образом, естествознание состоит из комплекса связанных взаимно наук о неживой и живой природе, таких как, астрономия, физика, химия, биология, медицина, геология и так далее. Все они обладают своей предметной сферой, имеют содержание, структуру, конкретный набор методик исследования, осуществляют описание какой-то одной стороны природы и выстраивают её модель, а также единую теорию, не имеющую противоречий и способную описать эту строну природы. Процесс исторического развития человеческого сообщества внёс существенные коррективы в их роль в культурных аспектах цивилизации.
Все выбранные науки сами по себе являются сложными комплексами знаний, в которых возможно деление на ещё более узкие сферы. Данный процесс именуется диверсификацией. К примеру, биология может быть поделена на такие составляющие как ботаника, зоология, анатомия, физиология, цитология, генетика, эволюционная теория и другие. Для физики это будет классическая механика, термодинамика, аэродинамика, статистическая физика и так далее.
Области естествознания, технических и гуманитарных направлений имеют глубокие взаимные связи. У них отсутствуют точки соприкосновения и единый язык, описывающий исследуемые ими явления, однако это не является помехой в их взаимодействии. Прогресс в сфере естественных и технических наук и создание естественнонаучных способов изучения поспособствовали возникновению значительных достижений в гуманитарной сфере, а именно, в экономике, политике, в разрешении общемировых человеческих проблем.
Как правило, открытия в сфере естествознания становились причиной коррекции мировоззрения, общих направлений мышления, затем они реализовывались в общественной жизни, и в результате почти всегда оказывали сильнейшее воздействие на гуманитарную культуру.
С развитием естественно-научных направлений знания обретают новое смысловое содержание. Однако и гуманитарные науки, со своей стороны, оказывают влияние на уровень развития естественных и технических научных направлений. Они дают возможность людям лучше познать себя, свою деятельность, культуру, и даже отведённую им роль и предназначение во Вселенском масштабе, а также оказывают помощь в активации и реализации своих способностей и творческого потенциала.
Научная дифференциация даёт возможность более углублённо рассмотреть отдельные аспекты окружающей действительности, но она не может рассматриваться как состоящая из отдельных фрагментов, а является цельной структурой. И, чтобы построить её объективную картину, требуется объединить усилия всех научных направлений.
Объединение естественных наук некоторыми методиками исследований способно образовать иерархическую структуру. Первую ступень иерархической лестницы естествознания занимает физика, которая является наукой, изучающей наиболее общие свойства материи, самые простые форматы её перемещений и взаимодействия. Вся совокупность процессов и явлений, происходящих в социальной и природной среде, развивается согласно фундаментальным законам и принципам, открытым и исследуемым физикой. Любая химическая реакция, биологический или социальный процесс протекают в соответствии с этими законами. Таким образом, физика является основой всего естествознания, а сам термин «Physis» переводится как природа.