Понятие об искусственном интеллекте
Хотя искусственный интеллект (ИИ) играет всё большую роль в информационных технологиях, пока не выработано четкого определения этого понятия. В зависимости от области применения этот термин может обозначать следующее:
- направление научных исследований по информационному моделированию интеллектуальных видов человеческой деятельности;
- способность компьютерных систем выполнять творческие функции;
- генерирование разумных суждений посредством компьютерной техники;
- способность искусственно созданных систем адекватно интерпретировать поступающие извне данные и использовать выработанные на их основе знания для решения задач, связанных с адаптацией к окружающей среде.
Этими определениями список далеко не исчерпывается. ИИ - динамично развивающаяся, дискуссионная отрасль, в которой понятийный аппарат еще не вполне устоялся. В самых общих чертах можно дать такое определение:
Искусственный интеллект — комплекс технологий по наделению компьютера разумом, подобным человеческому.
При разработке систем ИИ изучается и алгоритмизируется умственная деятельность человека. Целями ИИ можно считать:
- создание систем, способных обучаться и консультировать ("слабый ИИ");
- реализация искусственного разума, подобного человеческому ("сильный ИИ").
Рисунок 1. Гарри Каспаров за игрой в шахматы с программой Deep Blue. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Философия искусственного интеллекта
Наблюдение за работой современных компьютерных программ порождает вопрос о том, может ли компьютер мыслить как человек. Однако точного ответа дать пока невозможно: само понятие "разум" не имеет четкого определения. Оно не сводится к рациональной деятельности. Часто человеческие поступки, выглядящие иррациональными в краткосрочной перспективе, оказываются оправданными и осмысленными в долгосрочной, хотя в момент принятия таких решений человек не может объяснить, почему он так поступает. Это наблюдение можно связать с теорией Ричарда Докинза об "эгоистичном гене", согласно которой биологический организм не следует рассматривать в отрыве от предшествующих и последующих поколений. Человек с этой точки зрения является "машиной выживания", действующей в условиях естественного и полового отборов.
Перед компьютером не стоит задача продолжения рода. Даже если предположить, что некие автоматические устройства научатся самовоспроизводиться, это не будет половым размножением, способствующим, помимо высшей нервной деятельности, адаптации к окружающей среде посредством обмена генофондом.
Тем не менее, попытки создать "разумный компьютер" не прекращаются. Это направление исследований называется поиском "сильного ИИ". Под "слабым ИИ" подразумевают специализированные системы для экспертных оценок. В этом направлении разработчики продвинулись существенно дальше. "Слабый" искусственный интеллект к настоящему времени представляет собой совокупность технологий, успешно зарекомендовавших себя в следующих отраслях:
- игры, как компьютерные, так и традиционные (шахматы, покер и т.д.);
- распознавание естественной человеческой речи и ее синтез;
- распознавание рукописного текста;
- автономные роботы (например, устройства, способные работать многие месяцы без вмешательства человека на Марсе или Луне).
История развития ИИ
Автором термина «искусственный интеллект» считается Джон Маккарти, создатель языка Lisp, продемонстрировавший в 1956 г. в университете Карнеги-Меллон первый образец интеллектуальной компьютерной системы. Lisp был создан в конце 1950-х гг. именно для целей разработки искусственного интеллекта и обладает рядом особенностей, отсутствующих даже во многих современных языках. Однако теоретические разработки по тематике ИИ начали появляться задолго до изобретения компьютеров современной архитектуры. Так, уже в 1943 г. появились теоретические работы по нейронным сетям, которые не следует путать с ИИ, но которые могут входить в состав ИИ в качестве одной из компонент.
В 1950 г. Алан Тьюринг изложил свой знаменитый тест, согласно которому ИИ может считаться созданным в момент, когда в ходе общения с человеком он будет неотличим от другого человека (не с точки зрения внешнего вида, а по стилю общения, пусть даже текстового). В это же время другой основоположник информатики - Клод Шеннон - впервые попытался применить принципы ИИ к шахматной игре.
В 1964 г. Дэнни Бобров из МТИ продемонстрировал программу, успешно распознающую естественный человеческий язык. Годом позже его коллега по институту Джозеф Вайзенбаум создал программу "Элиза" - первого интерактивного помощника, способного общаться на английском языке. К концу 1960-х гг. инженеры из Стэнфордского научно-исследовательского института разработали робота Шеки, способного воспринимать и выполнять задания, а в 1973 г. в Эдинбургском университете был создан робот Фредди, обладавший компьютерным зрением достаточным для сборки простых моделей.
Рисунок 2. Робот Шеки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первый автономный автомобиль, контролируемый компьютером, появился в 1979 г. в стенах Стэнфордского университета.
Важной вехой в развитии ИИ стал 1997 г., когда программа Deep Blue от IBM обыграла Гарри Каспарова в шахматы.
Начиная с 2000-х гг. ИИ из экзотической отрасли превратился в прикладное направление информатики. С его помощью создают роботов, способных выражать эмоции, беспилотные автомобили и летательные аппараты, зонды для исследования Антарктиды, океанских глубин и удаленных космических объектов, а также многочисленные экспертные системы, помогающие принимать решения применительно к подбору кадров, трейдингу, прогнозам погоды, медицинской диагностике и т.д.
Рисунок 3. Виды экспертных систем и их применение в корпорациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ