Введение
Соотношение книжных изданий в бумажном варианте и электронных информационных средств в сфере образования эволюционировало вместе с развитием в области информационных технологий. Начальным этапом этой эволюции, стартовавшим в семидесятые годы прошлого века, стало сопровождение книжных изданий их электронной копией, сохранённой на дискете. Далее, в восьмидесятые годы, появилась идея дополнить полиграфический учебник электронным сопровождением, которое содержит простые задания и контрольные вопросы в тестовом формате.
Стремительный прогресс информационных и коммуникационных технологий привёл в начале двадцать первого века к формированию предпосылок сегодняшнего взгляда на соотношение полиграфических и электронных ресурсов в сфере образования.
Сходства и различия печатных и электронных учебников. Достоинства и недостатки электронных образовательных средств
Электронные и печатные учебные пособия, невзирая на существенные отличия, обладают несколькими точками соприкосновения. Это в частности следующие аспекты:
- Электронные и печатные учебники предоставляют обучающий материал по конкретной сфере знаний.
- И те и другие отображают современный уровень науки и культуры.
- Информация в обоих форматах представляется систематизировано и целостно. То есть электронные и полиграфические издания могут считаться законченным произведением, которые составлены из множества компонентов, имеющих смысловое соотношение друг с другом.
Специалисты так же указывают и на существенные различия между печатными и электронными учебниками:
- Учебник в печатном варианте предполагает некоторый начальный уровень знаний учащихся и рассчитан на определённый конечный уровень знаний. Электронный учебник способен включать в свой состав материалы по нескольким уровням сложности по рассматриваемой учебной дисциплине.
- Уровень наглядности электронного учебника существенно превосходит печатные издания за счёт возможности применения графических изображений, анимационного, видео и звукового сопровождения, гиперссылок и тому подобное.
- Электронные учебники по многим дисциплинам могут быть размещены на одном компактном электронном носителе.
- Учебники в электронном формате способны обеспечить множество вариантов и разнообразность тестовых заданий, которые допускается выполнять в интерактивном формате и учебном режиме, что позволяет видеть комментарии.
- Электронный учебник представляет собой открытую систему, то есть такой учебник может быть легко скорректирован и подвергнут модификации при его эксплуатации.
- Чтобы обеспечить многофункциональность и достижение учебной цели, электронный учебник может обладать различной структурой.
- В электронном учебнике возможно представление в динамике физических процессов и объектов, недоступных для прямого наблюдения или требующих для своего изучения специальных материальных ресурсов или дорогого аппаратного обеспечения.
- В электронных учебниках присутствует организация контекстных подсказок, гиперссылок и так далее.
- Компьютерное оборудование даёт возможность быстрого выполнения сложных вычислений и отображения их итогов в графическом или цифровом формате.
- Существенной отличительной особенностью электронных изданий от печатных считается поисковая система и применение гипертекстовых возможностей для оперативного добавления новой терминологии и понятий.
Принято считать, что сам термин «электронный учебник» появился в употреблении совместно с осуществлением на персональных компьютерах идеи нелинейной организационной структуры информации, а именно гипертекста. К преимуществам систем гипертекста в сравнении с печатными изданиями можно отнести следующие аспекты:
- Ссылки обладают двунаправленным характером. Программное обеспечение поддержки аппарата ссылок позволяет легко и быстро выполнять переходы как к ссылочным объектам, так и к их источникам.
- Комментарий к текстовой информации может быть выполнен непосредственно в тексте без нарушения его цельности.
- Ввести новую ссылку достаточно просто.
- Текстовые фрагменты можно организовать практически в любую структуру.
- Единожды найденный маршрут может быть легко запомнен и его можно проходить многократно в автоматическом режиме.
- Настройку параметров навигации может выполнять помимо читателя также и учитель, а также автоматическая система контроля знаний.
- Внешняя ссылка может отсылать к аудио- и видео сообщениям, и, помимо этого, на все типы электронных учебников из их направления, что делает из гипертекста подобие электронной обучающей автоматизированной системы.
- Электронный формат отображения текстовой информации даёт возможность автоматизации процесса формирования массива ключевых слов за счёт компьютерного анализа текста в автоматическом режиме.
- Свойство сохранения пройденного маршрута даёт возможность сформировать систему регистрации, работающую как обратная связь.
Помимо достоинств гипертекстовые системы имеют и недостатки:
- Пользователь может потерять ориентацию в информационных массивах значительного объёма.
- Возникают добавочные нагрузки на мозг человека при определении оптимальных маршрутов
Гипертекстовое основание электронных учебников является далеко не единственным их преимуществом над бумажными изданиями. Заметным достоинством электронных версий в сравнении с печатными книгами считается то, что их можно адаптировать к уровням знаний, опыту, психологическим особенностям учеников, специфическим параметрам учебных подразделений, особенностям социального и культурного контекста обучения. Наличие таких возможностей в электронных учебниках сообщает им интеллектуальные свойства и позволяет приспособиться к конкретным пользовательским потребностям, автоматически формировать их профили и модели.