Классификация образовательных автоматизированных систем
Информационные системы, задействованные в современном образовании, можно разделить на две группы:
- системы управления образовательным процессом (учет кадров и учащихся, материально-технических активов, юридических норм и т.п.);
- системы автоматизированного образования (предоставление учебного контента, контроль знаний).
Рассмотрим эти категории подробнее.
Системы управления образовательным процессом
Автоматизированные системы управления (АСУ) образовательной деятельностью, используемые в российских школах, включают в себя такие базовые компоненты, как электронный журнал для учёта успеваемости, учёт школьного питания и т.д. В зависимости от выбранной реализации, АСУ может также включать:
- учет движения учащихся (время прихода в школу, ухода из школы);
- учет педагогических кадров и обслуживающего персонала;
- формирование отчетности по законодательно установленным формам (ОШ-1, 83-рик);
- управление сайтом школы;
- SMS-оповещение родителей об успеваемости и поведении детей;
- форумы, доски объявлений.
Следует отметить, что школьные АСУ формируются на базе локальных сетей, формируемых в образовательных учреждениях по рекомендациям и при материально-техническом содействии органов власти: федеральное и региональные правительства финансируют приобретение современной единообразной компьютерной техники, прокладку сетей, установку программного обеспечения как для обучения, так и для ведения хозяйственной деятельности.
Не остаются в стороне от компьютеризации школ и крупные отечественные корпорации, такие как 1С, предоставляющая комплексные управленческие системы для школ ("1С: Образование 4.1. Школа 2.0"). Существуют и альтернативные решения по учету школьной деятельности: "Электронная школа", серия программ "Аверс", системы "NetSchool", "КМ Школа" и другие.
Рисунок 1. Комплекс решений 1С для школьных АСУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Школы наделены гибкими полномочиями для формирования собственных АСУ. Некоторые закупают программное обеспечение корпораций Microsoft, Apple, другие предпочитают бесплатные решения на основе Linux и т.д.
Электронные учебники
В настоящее время в России государство прикладывает усилия по замене традиционных бумажных учебников электронными, которые обладают следующими преимуществами:
- компактность; весь комплект электронных учебников можно разместить в едином устройстве - планшете или электронной книге;
- мультимедийность; часть материалов помимо текстовой и графической информации содержит аудио-, видео- и игровой контент, позволяющий ярче донести до школьников учебный материал;
- интерактивность; ученик может проходить тесты, выполнять задания непосредственно в учебнике.
Рисунок 2. Электронный учебник. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как правило, электронные учебники представляют собой комплекты электронных документов (html, pdf, презентаций в формате Power Point), насыщенных мультимедийным и интерактивным контентом. Эти документы выдержаны в единой стилистике, оснащены гиперссылками, организующими межпредметные и внутрипредметные связи. Это позволяет говорить именно о системе, способной интегрироваться с другими компонентами АСУ, а не о комплектах электронных наглядных пособий.
Внедрение электронных учебников сталкивается с трудностями, отчасти обусловленными следующими факторами:
- планшеты и электронные книги дороги и при этом уязвимы в школьной среде (порча в результате неосторожного обращения, кражи, утрата по забывчивости);
- существует множество конкурирующих форматов электронных документов, по-разному отображающихся на устройствах разных моделей; это порождает несогласованность при разработке и внедрении электронных учебников;
- педагоги старых формаций не всегда готовы переключаться на новые, высокотехнологичные формы обучения.
Системы автоматизированного образования
В настоящее время образование перестает быть прерогативой специализированных учреждений и специалистов-педагогов. Всё чаще для успешного трудоустройства необходим не документ об окончании среднего или высшего учебного заведения, а демонстрирование компетенций в выбранной деятельности. Необходимые навыки можно приобрести с помощью онлайн-консультаций или даже вовсе без участия педагогов.
Системы автоматизированного образования можно классифицировать следующим образом:
- биржи преподавателей; став пользователем такой системы обучающийся самостоятельно выбирает подходящего преподавателя (по месту жительства, стоимости услуг, темпераменту, квалификации); примером такой системы может служить сайт allright.io (обучение детей английскому языку); преподавание ведется через мессенджер Skype или на специальной странице, оснащенной чатом, интерактивной "классной доской", средствами голосового общения и т.п.;
- комплекты учебных материалов для самостоятельного прохождения курса; на таких сайтах пользователь сам выбирает сложность материала, режим занятий; занятия проводятся без преподавателей, обучающийся выполняет тесты и зарабатывает баллы; в качестве примеров можно назвать puzzle-english.com, lingualeo.com и т. д.;
- системы тестирования; предназначены не для получения, а для проверки знаний; многие из таких сайтов успели приобрести высокий авторитет и выдают сертификаты, признаваемые работодателями как гарантии профессиональной пригодности соискателей вакансий; примером может служить система brainbench.com, тестирующая навыки программистов и других специалистов для высокотехнологичных отраслей.
Рисунок 3. Сертификат brainbench.com. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ