Экономическая безопасность в сфере транспорта – это система защищенности интересов менеджеров и работников транспортных предприятий, обеспечивающая рациональное управление финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами с целью устойчивого развития.
Система экономической безопасности транспортной отрасли
Система обеспечения экономической безопасности транспортного комплекса включает субъект и объект, которые постоянно находятся в тесной взаимосвязи. В данном случае объект системы представляет собой устойчивое состояние экономики транспортного предприятия на текущую и долгосрочную перспективу.
Главный субъект системы экономической безопасности представлен специализированными внутренними службами экономической безопасности предприятий транспортного комплекса.
Основная задача службы экономической безопасности заключается в своевременном, быстром, адекватном реагировании на любое возмущающее воздействие, дестабилизирующее экономику предприятия. К возмущающим воздействиям относятся угрозы со стороны внешнего и внутреннего окружения, которые могут нанести ущерб транспортному предприятию. Служба обеспечения экономической безопасности предприятия транспорта должна:
- предотвращать угрозы безопасности предприятий транспортного комплекса;
- защищать законные интересы предприятия и его собственников от посягательств и противоправных действий;
- рационально организовать процесс оказания транспортных услуг;
- не допускать хищение материально-технических и финансовых средств;
- обеспечивать сохранность транспортируемых грузов;
- предотвращать разглашение, утрату, искажение и уничтожение служебной информации, относящейся к коммерческой тайне предприятия;
- обеспечивать безопасный и бесперебойный процесс эксплуатации транспортно-технических и информационных средств.
Функции системы экономической безопасности предприятий транспортного комплекса
Система экономической безопасности предприятий транспортного комплекса выполняет ряд функций:
- политико-правовая функция, связанная с всесторонним юридическим обеспечением функционирования транспортного комплекса, грамотной работы с контрагентами, решением других правовых вопросов, которые направлены на предотвращение экономических потерь.
- технико-технологическая функция требует создания и использования материально-технологической базы, средств транспорта, инновационных технологий и бизнес-процессов, которые обеспечивают безопасность транспортных услуг.
- кадровая функция, связанная с предотвращением негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия, а также угроз и рисков, которые связаны с действиями персонала.
- учетно-контрольная функция подразумевает мероприятия, направленные на соблюдение нормативно-правовой базы в бухгалтерском, налоговом учете, реализации внутреннего контроля хозяйственной жизни транспортного предприятия.
- аналитическая функция требует оценки деятельности транспортного предприятия в динамике и предполагает использование методов и приемов экономического анализа при прогнозировании, планировании и реализации ключевых бизнес-процессов.
- финансово-налоговая функция, обеспечивающая финансово-экономическую самостоятельность и устойчивость транспортного предприятия. Реализация данной функции связана с налоговым планированием и оптимизацией налоговой нагрузки.
- информационная функция связана с защитой конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, осуществлением информационно-аналитического взаимодействия с внутренними и внешними субъектами для сбора необходимой информации.
- экологическая функция предполагает реализацию мероприятий, направленных на соблюдение транспортным предприятием экологических норм при оказании транспортных услуг.
- силовая функция связана с организацией режимных мероприятий для охраны транспортных средств, объектов, груза, а поэтому подразумевает взаимодействие с государственными правоохранительными органами.
Обеспечение экономической безопасности транспортного предприятия
Угроза экономической безопасности транспортного предприятия –совокупность негативного воздействия факторов внутренней и внешней среды, которые препятствуют в настоящем, или могут в будущем воспрепятствовать, реализации бизнес-процессов предприятия и достижению его целей и задач.
Появление внутренних факторов угроз экономической безопасности непосредственно связано с самим транспортным предприятием и его деятельностью в области финансов, инвестиций, инноваций, транспорта и логистики. Их качество зависит от основных бизнес-процессов предприятия, а их влияние отражается на результатах его хозяйственной деятельности. К внутренним источникам экономической угрозы относят форму и качество организации управленческих процессов, степень соблюдения технологий, и социальную сферу. В качестве примера таких угроз можно назвать разглашение конфиденциальной информации сотрудниками, низкую квалификацию персонала.
Внешние угрозы экономической безопасности транспортного предприятия связаны с внешней средой, действиями, происходящими за пределами предприятия. К их числу можно отнести, например, сложившуюся к определенному моменту времени конъюнктуру рынка пассажирских и грузовых перевозок. Частные проявления таких угроз связаны с хищением материальных ценностей посторонними лицами или действия недобросовестных конкурентов.
Определение перечня угроз экономической безопасности транспортного предприятия требует их увязки с уровнем существенности ущерба. Например, несущественный ущерб не может сильно повлиять на экономическое состояние предприятия в сфере транспорта. Риск возникновения таких угроз не требует принятия существенных мер для их предотвращения, поскольку это не целесообразно с позиции финансового эффекта. В случае существенной угрозы, которая может привести к значительным и даже катастрофическим потерям, требуется первоочередное внимание службы экономической безопасности для их своевременного обнаружения и устранения с целью их избегания или сокращения возможных потерь.