Методика преподавания информатики и ИКТ в средней школе — это основные принципы и правила организации уроков информатики в средней школе.
Задачи преподавания информатики в школе
Оснащение школ компьютерной техникой и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ведёт к появлению новых взаимоотношений между главными субъектами образовательного процесса, то есть, между преподавателем и учащимся. Учащийся нынче относительно свободен, то есть может стать инициатором информационного обмена в границах существующих правил, не выходя за рамки требуемого информационного пространства. Согласно общим целям процесса обучения, методика преподавания информатики должна решать следующие базовые задачи:
- Определение конкретных целей освоения информатики, а также определение содержательной части необходимого общеобразовательного предмета и его расположение в составе учебного плана средней школы.
- Разработка и предложение школе и практическому преподавателю самых рациональных методик и организационных форм обучения, направленных на реализацию поставленной цели.
- Рассмотрение всей совокупности средств обучения основам информатики и разработка рекомендаций по их использованию в практической работе педагога.
Методические основы по обучению информатике, как и другим предметам, являются совокупностью следующих иерархически взаимосвязанных элементов:
- Цель.
- Содержание.
- Методы.
- Средства.
- Организационные формы обучения.
Методика преподавания информатики и ИКТ в средней школе
В самых общих чертах цели и задачи преподавания информатики в средней школе могут быть представлены в следующем виде:
- Изучение системы основных знаний, которые отражают вклад информатики в представлении сегодняшнего научного мирового устройства, предназначение информационных процессов в мировом сообществе, различных технических и биологических системах.
- Освоение умений по использованию, анализу, преобразованию информационных моделей реального объекта или процесса, при помощи информационных и коммуникационных технологий, включая изучение других школьных предметов.
- Развитие тяги к познаниям, интеллектуального и творческого развития за счёт изучения и применения методик информатики и средств ИКТ.
- Развитие направленности на соблюдение норм этики и права в информационной деятельности.
- Накопление опыта применения информационных технологий в личной и общественной, учебной и познавательной, а также проектной деятельности.
В разработанный федеральный государственный образовательный стандарт (ГОС) включены три стандарта, относящиеся к информатике и ИКТ:
- Для базового общего образования.
- Для среднего (полного) общего образования базового уровня.
- Для среднего общего образования профильного уровня.
Естественно, цели освоения учебной дисциплины определены для всех этих уровней.
Педагогические аспекты курса информатики, как и других образовательных курсов, должны определяться вкладом в разрешение главных задач общего образования:
- Формирование современных научных мировоззренческих взглядов.
- Помощь в развитии мышления.
- Осуществление подготовки учеников к практической работе, труду и последующему повышению уровня образования.
Согласно этим положениям, содержание основного курса информатики, которое предусматривает государственный образовательный стандарт, должно сочетать в себе три базовых направления, определяющих самые важные аспекты её значимости в общем среднем образовании:
- Мировоззренческий аспект.
- Алгоритмический аспект.
- Пользовательский аспект.
Известно много разных подходов к преподаванию информатики, одним из основных является подход, базирующийся на использовании образовательного электронного издания (ОЭИ) и ресурсных возможностей.
Отбор содержательной части образования и, следовательно, также и отбор материалов для ОЭИ и ресурсных возможностей на текущий момент представляет собой сложную и актуальную проблему, которая постоянно привлекает внимание специалистов. Разрешение задачи выбора содержания осложнено тем, что кроме учебных материалов требуется наличие средств информатизации, направленных на комплексное применение компьютерного оборудования в процессе обучения.
Предметной областью является набор понятий, знаний и отображений научной сферы или области человеческой деятельности. При этом образовательная область является подмножеством предметной области, то есть это взятое за базу содержание образовательной работы, которое адаптировано к психологической и возрастной специфике всех учеников. Подход к выработке содержательной части определённой сферы образования, оказывающий влияние на построение содержания ОЭИ и ресурсов может быть описан следующими главными этапами:
- Определение предметной деятельности формируемой учебной и познавательной работы. То есть следует задать набор объектов, привлекаемых к познавательной деятельности и очертить список понятий, проблем и методик, с позиций которых сформированный набор объектов станет изучаться.
- Формулирование закономерностей, которые требуется усвоить в границах учебной дисциплины.
- Оценка соотношений среди компонентов системы знаний, сопряжённых с описанием, пояснением исследуемых явлений, обоснованием выработанных закономерностей, с осуществлением познавательных операций, предписаний.
- Формулирование общих положений, на знание которых опирается создаваемая учебная дисциплина.
- Формулирование списка заданий, выполнение которых станет критерием оценки усвоения пройденного материала.
- Формулирование списка задач, имеющих определяющее значение с позиций развития выбранной профессионально-педагогической работы.
Следует опираться на поэтапную технологию формирования содержания предмета «Информатика и ИКТ».