Комплексные средства мониторинга таможенных процессов и анализа данных ФТС РФ — это комплексные средства непрерывного процесса наблюдения за таможенными процессами для контроля, а также анализа и прогнозирования их состояния,
Введение
Реализацией оперативного мониторинга осуществления таможенных процедур должен заниматься центр по оперативному мониторингу и управлению рисками. Его основной задачей считается выполнение мониторинга осуществления таможенных процедур в регионе по выпуску товаров в режиме времени, который близок к реальному.
Использование системы оперативного мониторинга выполнения таможенных процедур на уровне региональных таможенных управлений (РТУ) и таможни должно регулироваться приказом ФТС России. Этот приказ был выпущен с целью упорядочить действия работников РТУ и таможен, которые являются ответственными за создание и использование системы управления рисками. В этом приказе описываются общие положения о структуре координации и использования системы управления рисками, задачи, набор функций, права этого подразделения, а так же заключительные положения.
В процессе работы центра оперативного мониторинга и управления рисками применяются информационные ресурсы Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. В число главных задач этого подразделения входят следующие аспекты:
- Реализация поддержки непрерывной работы центральной системы, предназначенной для наблюдения за процессом осуществления таможенных операций и выполнение таможенного контроля.
- Выполнение оценки рисков и выработка мер по сведению их к минимуму в границах системы управления рисками (СУР).
- Осуществление мониторинга за единообразием осуществления таможенного контроля работниками таможенных органов.
- Реализация оперативного мониторинга осуществления таможенных операций в режиме, близком к режиму реального времени, для того чтобы предотвратить нарушения таможенного законодательства.
Комплексные средства мониторинга таможенных процессов и анализа данных ФТС РФ
В отделе по мониторингу осуществления таможенных операций представлены «владельцы рисков», то есть, представители основных подразделений таможенного органа, которые связаны с СУР. В их число входят специалисты по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), таможенной стоимости, таможенным платежам и мерам нетарифного регулирования.
По заданному набору критериев и справочникам информационное программное обеспечение автоматически осуществляет выбор поставок, которые определяются как рисковые. Владельцы рисков на своих рабочих местах должны получить информацию об этих рисковых поставках и обработать ее. По результатам выполненного анализа должно быть принято решение, как следует отреагировать на вероятное нарушение таможенного законодательства. Уровень эффективности сформированных целевых профилей риска является достаточно высоким. Примерно в восьмидесяти процентах случаев, когда срабатывает система управления рисками, должностные лица таможенных органов могут выявить нарушения таможенного законодательства.
К числу информационных и программных средств аналитической деятельности ФТС России следует отнести:
- Информационную и справочную систему «Малахит».
- Комплекс программных средств «Мониторинг-Анализ».
- Автоматизированную информационную систему «Центральный реестр субъектов ВЭД».
- Автоматизированную информационную систему «Закономерность» (АС «Закономерность»).
- Автоматизированную систему анализа данных и поддержки выработки и принятия решений.
- Автоматизированную подсистему определения факторов риска при таможенном оформлении товаров и оценивании потерь в таможенных платежах на основе сопоставительного анализа данных России и Китая.
- Автоматизированную систему архивного сохранения юридически важных электронных таможенных документов.
- Автоматизированную систему по сбору форм статистической отчетности.
- Автоматизированную систему доступа к информации по таможенной статистике внешней торговли.
- Комплекс программных средств вычисления индексов внешней торговли.
- Комплекс программных средств, которые обеспечивают обработку неструктурированных данных, имеющихся в таможенных документах при выполнении таможенных процедур и таможенном контроле.
- Комплекс программных средств, предназначенных для управления загрузкой информационных массивов системы «Аналитика-2000».
- Автоматизированную информационную систему оперативного анализа агрегированных данных ЕАИС и стран СНГ.
Центральное информационное и техническое таможенное управление ФТС России сформулировало совокупность предложений по сокращению числа информационных и программных средств, которые входят в ЕАИС таможенных органов. Аналитическую работу при выполнении оперативного мониторинга должностные лица таможенных органов могут осуществлять с помощью только одной информационной и справочной системы «Малахит», а иные подобные программы, включая комплекс программных средств «Мониторинг-Анализ», должны прекратить свое существование.
Информационные и программные средства аналитической деятельности ФТС России используются при реализации оперативного мониторинга осуществления таможенных операций. К числу основных программных средств для оперативного мониторинга совершения таможенных операций следует отнести:
- Информационную и справочную систему «Малахит».
- Комплекс программных средств «Мониторинг-анализ».
Информационная и справочная система «Малахит» применяется в таможенных органах для выполнения оценки и анализа результативности работы таможенных органов. В системе «Малахит» осуществляется анализ по различным проверочным функциям, а помимо этого, такая информационная и справочная система способна поддерживать процессы по принятию управленческих решений.