Маркетинг - это планирование и реализация бизнес-процессов по продвижению продукта от предприятия к потребителю.
Маркетинг и информационные технологии
Обширное проникновение информационных начал во все области жизни людского сообщества означает повышение уровня значимости информации и информационных технологий в культурном и экономическом прогрессе государства. В сфере бизнеса и маркетинга особенно важными считаются проблемы сбора, сохранения, поиска, обработки, преобразования и применения информации.
Маркетинг является одной из самых быстро прогрессирующих областей использования информационных технологий, так как реализация автоматизации информационных процессов в данной сфере при интенсивном развитии рыночных отношений считается главным условием повышения конкурентоспособности. Информатизация в сфере управленческих процессов, в частности в маркетинге, подразумевает, в основном, увеличение производительности труда сотрудников путём понижения значения отношения себестоимости к производительности, а также повышения уровня профессиональных знаний работников, которые заняты в сфере управления.
В сегодняшней маркетинговой концепции особое внимание уделяется изучению рынков. Исследование рынков является базой вырабатываемых компанией стратегических и тактических планов освоения рынков, формирования целеустремлённой товарной политики. Целью всех рыночных исследований является оценка текущей ситуации и выработка прогнозов по направлениям рыночного развития. Направление таких комплексных исследований находится в зависимости от характеристик выпускаемых товаров, области работы компании, производственных масштабов товаров, выпускаемых на экспорт, и некоторых других моментов.
Применение исследований в области маркетинга сильно меняется в зависимости от фирмы и вида необходимой информации. Следует отметить, что фирмы, выпускающие товары общего потребления, тратят на исследования в области маркетинга больше финансов, чем компании, которые выпускают товары, предназначенные для производства. Есть много причин, подтверждающих, что маркетинговую информацию необходимо собирать при формировании, выполнении и коррекции маркетингового плана компании или его отдельных компонентов. Нельзя полагаться в этом вопросе только на интуитивные предчувствия руководящих работников и опыт работы прошлых лет. Достоверная и своевременная информация даёт возможность маркетологам:
- Обладать конкретными преимуществами.
- Понижать уровень рисков финансовых вложений и опасностей для разрабатываемого образца.
- Выявить отношения потребителей.
- Отслеживать изменения во внешней среде.
- Осуществлять координацию стратегических планов.
- Выполнить оценку работу компании.
- Повышать доверие потребителей к рекламным сообщениям.
- Получение поддержки в выработке решений.
- Получить подкрепление интуитивных выкладок.
- Повысить общую эффективность работы компании.
Маркетинговая информационная система
Маркетинговая информационная система (МИС) состоит из специалистов, аппаратного обеспечения и операций сбора, сортировки, оценки на основании анализа и перераспределения требуемой адекватной информации, которая применяется при выработке маркетинговых решений. Обычно, полноценная МИС состоит из набора подсистем:
- Подсистема внутренней информации.
- Подсистема внешней информации.
- Подсистема, работающая с информацией по маркетинговым исследованиям.
При практическом использовании, приведённые выше подсистемы считаются самостоятельными информационными системами.
Система внутренней информации состоит из информационного набора, формируемого в организации в формате отчётов по статистике и бухгалтерии, оперативной и накопленной информации по производству и научно-техническим разработкам. В нём отражены данные о заказах, ценообразовании, проданной продукции, складских запасах и тому подобное.
Система внешней информации соединяет данные о внешней среде организации, рыночном состоянии и его инфраструктурном состоянии, действиях поставщиков и потребителей, поведении конкурирующих фирм, постановлениях государственных органов, регулирующих рыночные механизмы и другие. Чтобы собрать текущую внешнюю информацию, применяются формальные и неформальные операции. Такую информацию возможно почерпнуть из печатных изданий, различных обзоров, сборников статистики, что и является формальными операциями. Информацию также можно собрать при посещениях работниками сферы маркетинга различных конференций и выставок, участии в переговорах и деловых встречах.
Система информации маркетинговых разработок основана на данных, которые получены по итогам изучения конкретного направления маркетинга. Сюда можно отнести, к примеру, изучение параметрических рыночных характеристик и захват рынка конкурирующими фирмами, анализ направления деловой активности фирм-партнёров и так далее. Задачей маркетинговых исследований считается выработка ясных и проверенных данных по фактически присутствующей проблематике маркетинговой работы, которые требуются для выработки руководящими работниками организации оптимальных решений. Эти данные не могут быть собраны в двух вышеназванных системах. Эта работа выполняется периодически, с появлением некоторых проблем, на базе применения специализированных методик сбора и переработки собранной информации. Сбору информации в системе непрерывного отслеживания и сохранения данных по маркетингу отводится существенное место в ряду операций маркетинга, поскольку он связывается с разными по типу информационными источниками.
С точки зрения подробного анализа рыночных потребностей для удовлетворения потребительских запросов и достижения максимально возможной прибыли, нужно обладать информацией обо всех компонентах среды маркетинга.