ИКТ (информационно-коммуникационные технологии ) — это наука о методах, механизмах и средствах, применяемых для автоматизированного сбора, обработки, сохранения и трансляции информации.
Введение
Информатика является наукой о законах исполнения процессов, связанных с информацией, в различных системах, о способах, технологиях и средствах, позволяющих осуществить автоматизацию этих информационных процессов. Информатика способна формировать современное научное мировоззрение, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников.
Наука информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) служат для достижения следующих целей:
- Изучение и накопление знаний, которые составляют базу научного представления об информации, информационных процессах, системах, технологических возможностях и моделях.
- Помощь в работе с разнообразными информационными типами на компьютерах и ином оборудовании, связанном с информационными и коммуникационными технологиями, а также в организации собственной информационной деятельности и планировании её итогов.
- Организация развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей при помощи ИКТ.
- Формирование ответственного отношения к информации, учитывая правовые и этические аспекты её использования.
Информационно коммуникативные технологии являются набором методов, механизмов и средств, применяемых для автоматизации сбора, переработки, сохранения и трансляции информации.
ИКТ как наука
С появлением письменности люди получили возможность сохранять, извлекать и осуществлять передачу информации из одного поколения в другое поколение. Дальнейшим толчком для формирования передовых ИКТ стало изобретение книгопечатания в шестнадцатом веке. Вслед за появлением печатных изданий, информационные технологии прошли несколько эволюционных этапов развития:
- Появление электричества и, как следствие, изобретение телефонной связи, радио, пишущих машинок, диктофонов.
- Разработка электронных вычислительных машин (ЭВМ), послужившая очередным толчком в научно-техническом прогрессе.
- Появление первых персональных компьютеров, которые заменили все механические и электрические средства информационной обработки.
- Появление термина «информационные технологии» в его сегодняшнем понимании в 1958-ом году. Окончание двадцатого века стало новой эрой в развитии и распространении ИКТ.
Сегодняшний этап развития ИКТ характерен сильнейшим воздействием технологий на любые процессы, которые происходят в нынешнем мировом сообществе. Гарантируя практически мгновенную передачу информации, они формируют понятие глобального информационного пространства. ИКТ повсеместно проникли во все сферы деятельности людей, повышая оптимальность функционирования науки, образования, культурной и политической жизни, бытовых отраслей, а кроме того сферы экономики и государственной безопасности.
Повсеместное проникновение компьютеров во все сферы деятельности современных людей предполагает подготовку специалистов, которые способны с высоким уровнем эффективности использовать ИКТ при исполнении своих профессиональных обязанностей. Основная информационная компетенция в таком случае стала одним из универсальных навыков, требуемым для освоения практически любой профессии.
Использование информационно-коммуникационных технологий связано с применением оборудования вычислительной техники и телекоммуникационных систем. Средствами, обеспечивающими работу с информационными ресурсами, являются:
- Электронные вычислительные машины и персональные компьютеры.
- Информационное сетевое оборудование.
- Оборудование и средства, предназначенные для сохранения больших информационных объёмов.
- Оборудование локальных вычислительных сетей.
- Искусственный интеллект.
- Средства машинной графики.
- Набор средств связи.
- Электронное оборудование, предназначенное для использования в образовательных процессах.
Глобализация информационного пространства, где используется ИКТ, предопределяет применение множества принципов классификации технологий. Основной классификацией типов ИКТ считается классификация по предметному виду деятельности:
- Технологии, связанные с организацией управления, а именно осуществлении социально-экономической политики, системы управления производственными ресурсами и так далее.
- Технологии, предполагающие управление технологическими процессами, то есть управление технологическим оборудованием, станками, автоматическими линиями.
- Технологии, связанные с автоматизацией процессов проектирования, включая моделирование и программирование.
- Технологии, связанные с образовательной сферой, то есть оптимизирующие процессы образования.
В области образования информационные и коммуникационные технологии играют ведущие роли, и подразделяются на следующие типы:
- Программные приложения, обеспечивающие качественные разработки при соответствующей эргономике. Например, это офисные программы, которые помогают готовиться к процессам обучения.
- Специализированные информационные технологии, при посредстве которых реализуется поиск передача учебного материала.
- Технологии телекоммуникаций, которые обеспечивают информационный обмен среди участников образовательных процессов.
Использование информационных и коммуникационных технологий реализуется на основе специальных устройств, применяемых для обработки и сохранения информации. К устройствам, применяемым в ИКТ, следует отнести:
- Устройства систем, обеспечивающих связь.
- Измерительные и управляющие приборы.
- Средства, относящиеся к вычислительной технике.
- Устройства, предназначенные для визуального и акустического информационного отображения.
- Устройства, предназначенные для сохранения информации.
Информация, а также коммуникации, в сегодняшней действительности обрели статус стратегических ресурсов.