Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» — это комплекс систем управления рисками, призванный обеспечить жизнь и деятельность населения всесторонней защитой, в первую очередь, от потенциальных внешних угроз, таких как, природные угрозы, техногенные, социально-биологические, экологические, криминальные и другие.
Введение
В границах осуществления «Стратегии национальной безопасности России», которая была утверждена Указом Президента России, и во исполнение его поручения, была сформирована и утверждена указом Правительства России «Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса (АПК) Безопасный город». На министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России была возложена обязанность основного координатора по проблемам формирования и развития АПК «Безопасный город» в субъектах России, а также обязанности основного координатора бюджетного финансирования, что получило отражение прямо в самой Концепции.
АПК «Безопасный город» представляет собой совокупность имеющихся и разрабатываемых комплексов средств автоматизации (КСА), предназначенных для того чтобы обеспечивать безопасность по всем направлениям жизнедеятельности и на всех государственных уровнях. А также всех, способных взаимодействовать с ними, автоматизированных систем управления и мониторинга, которые объединены в АПК «Безопасный город» в границах, определяемых единым информационным пространством.
Основным уровнем как создания и реализации АПК «Безопасный город», так и уровнем общей межведомственной информационной среды считается муниципальный район и городской округ. Для реализации Концепции и согласно «Положению о единой Российской системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС), которое утверждено постановлением Правительства России, считается целесообразным реализовать базовые составляющие АПК «Безопасный город» на основе единой дежурной и диспетчерской службы (ЕДДС), являющейся органом ежедневного управления РСЧС в муниципальных районах и городских округах.
Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»
Главными задачами, связанными с внедрением и развитием АПК «Безопасный город», считаются следующие аспекты:
- Обеспечение роста уровня готовности каждого органа управления муниципальных образований к исполнению возложенных на него задач.
- Решение проблем, позволяющих повысить эффективность систем мониторинга и предупреждения кризисных ситуаций и происшествий различного характера (КСиП).
- Уменьшение числа КСиП.
- Сведение к минимуму социально-экономических эффектов.
Реализовать на практике перечисленных выше задачи можно при помощи следующих процедур:
- Организовать эффективную работу ЕДДС в качестве органа каждодневного управления и инструментария для глав муниципальных образований, сформированного как ситуационно-аналитический центр, с которым должны взаимодействовать все городские и экстренные службы, а также дежурные и диспетчерские службы объектов, которые находятся в границах муниципального образования.
- Осуществить информатизацию процессов работы ЕДДС, городских и экстренных служб, а также автоматизацию оперативного информационного обмена с ними и со всеми другими учреждениями и организациями, которые находятся на территории отдельного муниципального района и городского округа, в границах реализации общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
- Формирования фрагментов АПК «Безопасный город» на основе имеющейся инфраструктуры и непрерывного совершенствования их функционального и технического набора возможностей.
- Интеграция информационных данных обо всех типичных для территории угрозах на уровне всех субъектов России и муниципальных образований, которые входят в их состав и которые реализованы на открытом протоколе для всех автоматизированных систем, осуществляющих взаимодействие в границах АПК «Безопасный город».
- Доступ в общее информационное пространство АПК «Безопасный город» согласно установленным правам.
АПК «Безопасный город» обязан гарантировать обеспечение:
- Оперативного предоставления главам муниципальных образований, руководителям местных администраций и иным специализированным органам местного самоуправления полноценной, проверенной и актуальной информации об угрозе появления чрезвычайных ситуаций, любых КСиП на территории муниципального образования. Своевременной подготовки дежурными и диспетчерскими службами и передачи исполнителям обоснованных и утвержденных предложений для принятия управленческих решений по недопущению и устранению последствий КСиП.
- Подключения органов местного самоуправления, а также других учреждений и организаций муниципального уровня, реализующих разные задачи, призванные обеспечить безопасность жизнедеятельности, в общее информационное пространство антикризисного управления, эффективного привлечения региональных кадров из сферы управления в процессы выработки и принятия решений по предупреждению и устранению последствий КСиП на муниципальных уровнях.
- Повышения качественного уровня вырабатываемых решений и планирования на базе применения аналитических и количественных методик их оценки, большого количества вариантов и оптимизации определения наилучшего варианта.
- Упорядочивания информационных потоков, повышение достоверности и полноты применяемых данных на базе их периодической актуализации согласно принятым регламентам.
- Увеличения оперативности процессов управления мерами по предупреждению и устранению последствий КСиП, сокращения общего времени на обнаружение, обработку, трансляцию и выдачу информации.
- Организационной, методической, информационной, лингвистической, программной и технической совместимости фрагментов, отдельных систем и элементов АПК «Безопасный город».
Общая межведомственная информационная среда должна создаваться на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.