Анимация силуэта — это анимация, в которой каждый персонаж виден только как черный силуэт.
Введение
Силуэтная анимация является одной из самых старых технологий, а в до компьютерные времена, вероятно и самой легкой в исполнении. Для того чтобы создать мультфильм, применялись плоские фигуры, которые вырезаны из материалов типа бумаги (включая и фотобумагу), плотной ткани и других. Один персонаж мог иметь в своем составе до пятидесяти компонентов, скрепленных между собой при помощи проволоки. А чтобы фигурка стала гладкой и ровной по ней необходимо было прокатить специализированный железный валик.
Данный способ, который относится к самому раннему периоду развития кукольной мультипликации, состоит в том, что по готовому эскизу персонажа изготавливается плоская марионетка из бумаги, картона или жести. Все элементы марионетки должны соединяться между собой при помощи шарниров, на которых они могут двигаться. Так может создаваться подвижная фигурка.
Анимация силуэта
Технология формирования плоской марионетки является достаточно простой. По изображению персонажа нужно перевести на картон, бумагу или жесть все компоненты фигурки, то есть, голову, шею, туловище, руки, ноги. При этом руки должны переводиться от плеча до локтя, от локтя до кисти, а сама кисть с пальцами должна переводиться отдельно. Количество таких компонентов должно определяться характером движения, которое необходимо присвоить персонажу. Все эти компоненты следует вырезать и соединить между собой при помощи тонкой проволочки, которая закручена на конце.
По завершении сборки фигурки необходимо раскрасить или офактурить. Голова марионетки может быть сделана как вставная, для того чтобы была возможность поменять ее на иные мимические фазы, при выполнении поворота или изменения выражения лица персонажа. Для этого с обратной стороны плоской марионетки следует приклеить или припаять специальный «карман», в который может вставляться сменный компонент куклы.
Технология плоской марионетки применяется в кукольной мультипликации уже очень давно и, невзирая на наличие неизбежной ограниченности в мизансценах и передвижении персонажей, привлекает аниматоров наличием простоты и своеобразия. Специфические характеристики технологии плоской марионетки делают ее близкой к рисованной мультипликации и могут потребовать от специалистов плоскостного решения всей изобразительной части фильма. Для всех кадров фигуры должны передвигаться и сниматься на камеру. Так постепенно должна создаваться иллюзия передвижения марионетки.
По своей сущности силуэтная анимация обладает рядом общих моментов с таким видом народного искусства, как вытынанка. Вытынанка (от «вытинати», «витинати», «выцінаць», «вырезать») является древним славянским видом декоративно-прикладного искусства, которое заключается в ажурном вырезании из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждой народности присущи собственные мотивы, но главным образом это наличие сюжетных и орнаментальных композиций. Вырезали все при помощи ножниц, ножа реже при помощи резака или топора.
В Беларуси это искусство называлось выцiнанка (читается как выцинанка), на Украине - витинанка (читается вытынанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - просто вырезка. Но вырезание присуще не только славянской культуре, например, в Китае, данный вид искусства именуется «цзяньчжи», а в Европе называется силуэтным вырезанием. Вырезание было распространено повсюду, в Литве, Финляндии, Мексике, Израиле и других странах. То есть, справедливо утверждение, что это искусство является одним из древних.
В шестидесятые годы прошлого века Bill Justice, X. Atencio и T. Hee выпускали мультфильмы в данной технологии на студии Дисней, к примеру, «Сборник популярных песен» (1962-ой год). А творчество Лотты Райнигер было незаслуженно забыто и не изучалось специалистами. Получило широкое распространение мнение о том, что первым в истории кино полнометражным мультипликационным фильмом был фильм Уолта Диснея «Белоснежка». В реальности перед «Белоснежкой» Диснея вышла работа немецкой художницы-аниматора Лотты Райнигер, под названием «Приключения принца Ахмеда» (1926-ой год).
Первым всемирно известным анимационным полнометражным фильмом был фильм «Апостол» К. Куирини, который создавался при помощи силуэтной технологии, силуэты в нем имели белый цвет. А в мультипликационном фильме «Приключения принца Ахмеда», который был первым полнометражным, силуэты имели черный цвет. Они вырезались из картона и подсвечивались сзади на цветном фоне.
Итак, анимацией силуэта является такая анимация, в которой персонажи отображены лишь как черные силуэты. Как правило, это может быть достигнуто при помощи подсветки шарнирного картона вырезов, хотя существуют и другие методики. Вдохновленные как европейской игрой теней (ombres chinoises), так и европейскими силуэтными вырезами (Этьен де Силуэн и Иоганн Каспар Лаватер ), силуэтную анимацию в кино вероятно изобрели независимо друг от друга несколько специалистов фактически в одно и то же время.
На сегодняшний день полностью силуэтные фильмы, которые были сняты профессионально, являются довольно редким явлением, и совсем мало осталось аниматоров, работающих главным образом в этой технике. Тем не менее примеры цифровых и рисованных силуэтных анимаций можно встретить, к примеру, в «Южном парке» при выключенном свете, в эпизоде Вампир Мона (1999-ый год) и с определенной периодичностью, в анимации Sayonara Zetsubō-Sensei (2007-ой год) и на определенных уровнях в Donkey Kong Country Returns (2010-ый год).
Традиционная анимация силуэта, которую изобрел Райнигер, является подразделом вырезанной анимации. В ней могут использоваться фигурки, которые вырезаны из картона, часто армированные при помощи тонких металлических листов и связанные между собой в местах стыков при помощи ниток или проволоки. Эти фигурки могут в покадровом режиме перемещаться на анимационном стенде и сниматься сверху вниз при помощи камеры.